Позывной «Катюша»
Ей обязаны спасением многие: она принимала участие в поиске затерявшихся в тайге, в тушении лесных пожаров, в ликвидации последствий наводнений...Екатерина Орешникова — командир воздушного судна Московского авиационного центра (МАЦ) Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности столицы, единственная женщина-пилот в московском небе. Это ее уровень летной подготовки так восхитил руководителя полетов Международной космической выставки в берлинском аэропорту, что он присвоил ее экипажу позывной «Катюша» — вместо положенного цифрового. СМОТРИ В ОБА! Екатерина, как и ее коллеги-мужчины, по первому же требованию готова вылететь на помощь, чтобы незамедлительно, без дорожных пробок, доставить пациентов в любую из городских больниц, имеющих вертолетную площадку. — «Еврокоптеры» BK 117C-2 отлично приспособлены для полетов в городе: у них хорошая управляемость, небольшие размеры, надежные двигатели. Пилотировать такой аппарат легко может и один летчик, но мы всегда управляем им вдвоем — для надежности. Особенно это важно при взлетепосадке. Смотрим в оба, чтобы рядом вдруг не оказались трубы, радиомачты и линии электропередачи — под нами город! — говорит Екатерина. В авиамедицинской бригаде — пять человек: два пилота и три врача — анестезиологи-реаниматологи с квалификацией спасателей. Один медик обязательно из МАЦа, второй — из Научно-практического центра экстренной медпомощи (ЦЭМП) Департамента здравоохранения. ВСТАЛА НА КРЫЛО О себе Орешникова говорит скупо, утверждая, что ее работа целиком коллективная. После школы Катя поступила на вечернее отделение факультета радиоэлектроники Московского авиационного института, после первого курса перешла на дневное отделение факультета самолето— и вертолетостроения. И начала заниматься в аэроклубе ДОСААФ — осваивать вертолет Ми-2. Свой первый самостоятельный полет она запомнила на всю жизнь: — Это был чистый восторг! За все, чему научилась, благодарю инструктора Александра Смыкова. Это он поставил меня на крыло. В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище, время окончания которого совпало с перестройкой. 1991 год. Развалился Советский Союз, в стране — хаос. С удостоверением пилота вертолета и дипломом об окончании МАИ Екатерина Орешникова стала искать работу. В юную летчицу поверил гендиректор авиакомпании «Московские воздушные авиалинии» Владимир Кастырин. Катя стала летать вторым пилотом на вертолете Ми-8. В 1998 году случился дефолт, частная авиакомпания закрылась. Катя поступила в Московскую юридическую академию. Но длительного простоя в летной работе не произошло: через год она попала в авиаотряд МЧС. Так, став дипломированным юристом, с небом не рассталась. НЕБО НА ДВОИХ Незадолго до этого Орешникова и познакомилась с будущим мужем, вертолетчиком Валерием Тарасенко. Пилот и пилотесса летали на одном вертолете, но в разных экипажах и в разные смены. Будущий супруг оказался высоким человеком, и педали управления в кабине он отодвигал назад. Миниатюрная Катя, наоборот, пододвигала их поближе к креслу. Каждый день начинался с того, что оба возмущались: только, мол, сделали педали под себя, а кто-то все управление переставил. Однажды Катя и Валерий пересеклись — и больше не расставались. Когда у них родилась Маша, с дочкой сидели по очереди: жизни без работы Екатерина не представляла. Сегодня дочери уже 18, она студентка Московского института телевидения и радиовещания «Останкино». ТАК И ЖИВЕМ В жизни Екатерины Орешниковой были и десятки поисково-спасательных операций. Прошу собеседницу припомнить самые сложные из вылетов: — Полугодовая командировка в тайгу в свое время стала настоящим боевым крещением, — рассказывает она. — Во время поискового облета нашли женщину, блуждавшую в лесу двадцать дней. Она догадалась выйти к ручью и лечь на большой плоский камень, это и стало спасением для нее, мы смогли ее заметить... Летом 2007 года российские вертолетчики помогали тушить пожары в Греции. В деревне Древняя Олимпия жители оказались отрезаны стеной огня от дорог, ведущих в безопасные районы. На борт Ми-8 Орешникова и ее коллеги брали по три тонны воды. Когда проходили над очагом возгорания, воздух в кабине буквально раскалялся. В мае 2012 года летчики-спасатели участвовали в поисковой операции на месте авиакатастрофы отечественного «Суперджета» в Индонезии. Обломки самолета находились на высоте более двух тысяч метров в практически непроходимых джунглях. Индонезийским военным удалось вырубить на склоне горы небольшую площадку. С инструктором Николаем Габлиным они высаживали на нее спасателей. Потом забирали. Из-за испарений влаги вершина горы рано утром закрывалась облаками, направление ветра постоянно менялось, в любой момент мог начаться ливень. Екатерина награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», орденом Дружбы, медалью Нестерова, ведомственными наградами. Но об этом я узнал не от нее. А мне Катя на прощание сказала: — Не бывает пилотов, которые устают от неба. Ведь это больше чем работа, это наша жизнь.