Войти в почту

Известная и неизвестная. Путь талантливой «нахалки» на мировую сцену

Если бы Марине Домашенко в её кемеровские студенческие годы сказали, что она будет петь на одной сцене с Пласидо Доминго, она не поверила бы, что получит самую престижную музыкальную награду мира «Грэмми» – тоже недоверчиво улыбнулась бы в ответ. В её историю вообще сложно поверить. Но сегодня мировая оперная дива приехала на родину, в Кемерово, чтобы дать концерт для своих земляков. В эксклюзивном интервью еженедельнику «Аргументы и факты в Кузбассе» певица рассказала о том, почему в юности уехала из Кемерова и что сейчас её связывает с родным городом. Миновала русскую сцену Павел Казаков, «Аргументы и факты в Кузбассе»: Марина, вы с 1998 года живёте в Праге. Почему? У вас была цель уехать или так сложились обстоятельства? Марина Домашенко: Так сложилось. На третьем курсе Екатеринбургской консерватории я поехала на конкурс в Чехию. Завоевала первый приз, ещё пять престижных наград, среди которых было приглашение выступить на сцене Пражского национального оперного театра. Дебют прошёл успешно и, миновав российские театры, я сразу начала работать в Чехии. – А как вы узнали, что у вас есть голос, да ещё и меццо-сопрано? – О своём голосе я узнала поздно, где-то в 17 лет. У меня был замечательный педагог Прокопий Алексеевич Бурнашов (увы, его уже нет в живых). Познакомились мы случайно, после одного из вокальных концертов. Я с детства пела в хоре - сначала в музыкальной школе, потом в училище. Он заметил меня, послушал и сказал: «По-моему, у тебя есть голос, но нужно заниматься». И мы начали работать. После года напряжённого совместного труда я поехала поступать в Уральскую консерваторию. – У вашего преподавателя была цель выявить ваш талант? Вы ведь об этом не задумывались, вы же пианистка и дирижёр? – Не задумывалась, да. У меня была совершенно другая карьера, другой жизненный план. Я уже сложилась как пианистка и была довольная своей судьбой. Работала в училище концертмейстером. Но жизнь резко изменилась, словно по мановению волшебной палочки. Прокопий Алексеевич убедил меня, что если Бог дал талант, его нужно и должно развивать. – А что же с карьерой пианистки? Голос оказался сильнее? – Так уж сложилась жизнь. Будучи ещё студенткой, мне посчастливилось исполнять на сцене Кемеровской филармонии с симфоническим оркестром концерт Рахманинова. Но я поняла, что карьера профессионального пианиста, это, скорее, мужская история. И если двигаться куда-то дальше по этому пути, то это будет концертмейстерство или педагогическая работа. Для женщины это логичнее. А навыки пианиста мне помогают в работе постоянно. Я без проблем могу сама себе саккомпанировать. И дирижёрское образование также оказалось бесценным в профессии вокалиста. Все эти знания, умения и навыки идут в общую копилку. – А кто ваши родители? Вы ведь не из музыкальной семьи? – В нашей семье не было профессиональных музыкантов. Мама – библиотекарь, папа - медицинский работник. А ещё у меня три замечательные сестры-тройняшки. Они тоже с детства учились музыке. В итоге все стали профессиональными музыкантами. Живут и работают в Кемерове. Премия с бантом – Вы - единственная кемеровчанка, которая удостоилась «Грэмми». И первая женщина на постсоветском пространстве, кто получил эту престижную награду... – Мне это очень приятно и лестно. Премию мне и большому коллективу музыкантов присудили за классический диск оперы «Фальстаф» Дж. Верди. Мы записывали её с Лондонским симфоническим оркестром под управлением дирижера сэра Колина Дэвиса. О присуждении премии я узнала, будучи в Вашингтоне, где принимала участие в другом оперном проекте. Поэтому в самой церемонии, увы, поучаствовать не получилось. Драгоценный граммофон мне прислали в большущей коробке с красивым бантом. И мы тут же с радостью обмыли эту награду в ближайшем ресторане с коллегами певцами... – Что сегодня вас связывает с нашим городом? – Кемерово – это мой дом, мои родители, мои сёстры. Здесь мои корни. Это большая часть меня. Я с удовольствием приезжаю сюда. Вижу, как быстро меняется и хорошеет родной город. Мне здесь всегда уютно. – Как вы думаете, почему в Кемерово вы не приобрели такой известности, как, например, другой наш прославленный земляк Евгений Гришковец? – Всё очень просто. Евгений здесь начал свой творческий путь, здесь оттачивал свой индивидуальный стиль и здесь был создан театр «Ложа». Кстати, будучи девчонкой, я с удовольствием бегала на его спектакли. Моя же творческая судьба сложилась по-другому. Так получилось, что я начинала свою оперную карьеру далеко от родного города. И лишь изредка приезжала сюда с сольными концертами. – Есть ли у вас планы на какие-нибудь интересные проекты в Кузбассе? – Мне очень хочется порадовать земляков чем-то интересным. Мысли и идеи есть. Будем разговаривать, и я очень надеюсь, что в скором времени смогу поделиться планами с вами и вашими читателями. Талант сшит из особого сукна – А в каком количестве языков благодаря оперной практике вы теперь разбираетесь? – Активно - в семи. Это русский и чешский, естественно. А ещё английский, французский, итальянский, немецкий, испанский. Французский и итальянский (кроме русского, конечно) использую чаще остальных. Большинство опер написаны именно на этих языках. Нельзя сказать, что я в совершенстве ими владею. Но при разучивании опер, романсов, камерной музыки необходимо входить в фонетику, её особенности, тонкости и постепенно начинать думать на этом языке, понимать значение каждого слова, каждой фразы... Зритель мгновенно чувствует, если исполнитель не понимает, о чем поёт. – Оцените, пожалуйста, что стоит за вашим успехом? Талант или труд? – Изначально для певца главное – голос! Но без огромного труда никакого успеха не добиться. Общая база нарабатывается, конечно, со школы. В годы моего детства музыкальные школы были очень популярны. Насильно нас туда никто не загонял, но это было обычным делом. Занятия – с утра до вечера. И это воспринималось нормально. А ещё у нас не было Интернета, мобильных телефонов, зато было совсем другое радио с классической музыкой и замечательными литературными и познавательными передачами и другое телевидение. Время было другое... Мы сотканы из иного материала, из более плотного сукна, что ли... Хотя мой профессор, народная артистка России Светлана Васильевна Зализняк говорит, что сегодня в консерваторию поступает много талантливых ребят. Яркие, мобильные, раскрепощённые... Нужно ехать на конкурс - получили визу, поехали. В этом смысле стало легче и проще. Но без фундамента не обойтись. Ещё одно необходимое и очень важное условие – найти своего педагога, который тебя услышит, почувствует и сможет научить и у которого ты сможешь научиться! Мне повезло. В моей жизни такой человек есть. Я свою Светлану Васильевну боготворю и обожаю. Хотя наше с ней знакомство началось достаточно своеобразно. Приехав в Екатеринбург поступать в консерваторию, я спросила у старшекурсниц: в чей класс мне лучше записаться? «Иди к Зализняк. Замечательный педагог и певица», - ответили мне. На следующий день я к ней подошла и сказала, что я молодая, талантливая сибирячка и хочу учиться именно у неё. Она засмеялась, обозвала меня нахалкой и удалилась. Но, несмотря ни на что, я к ней прорвалась. Она меня послушала и сказала: «Ну, слава богу, голос есть и не испорчен!» А дальше началась ежедневная работа. Были и слёзы и похвалы и бросания нот и даже лёгкий подзатыльник... Но сегодня меня переполняет чувство безграничной любви и благодарности за всё, что мой дорогой и любимый профессор сделал для меня! Звёзды – душевные партнёры – А если бы вам в юности кто-то сказал, что вы будете петь вместе с Пласидо Доминго на одной сцене?.. – Не поверила бы. В двух словах дело было так: я выиграла конкурс в Италии. Вернулась в Прагу. А там меня уже ждёт факс с приглашением принять участие в концерте с Пласидо Доминго в Сан-Франциско. Спеть партию Далилы в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса. Времени на подготовку – три месяца. Я выучила! Перед первой встречей, конечно, волновалась. Но маэстро оказался очень доброжелательным и славным человеком. Звёзды оперы, с которыми мне посчастливилось работать, просты в общении, ходят без охраны, спокойные, тёплые, душевные партнёры. Всегда готовы прийти на помощь, подсказать что-то начинающим артистам... – А в Кемерово какую программу вы привезли на этот раз? – Это будет вечер русского романса. Мне не так часто удаётся соприкоснуться с этим видом творчества, поэтому хотелось сделать подарок и землякам и себе. Это будут произведения Верстовского, Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича... То, что я пою с большим удовольствием, но нечасто. Так что с нетерпением жду встречи со своим зрителем 24 марта. Досье Марина Домашенко. Оперная певица, меццо-сопрано. Родилась в Кемерове. Окончила Центральную музыкальную школу, Кемеровское музыкальное училище, Институт искусств и культуры, Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского – всё с отличием. Победительница двух Международных конкурсов в Чехии и Италии. Обладательница звания «Оперная Дива» (США), обладательница высшей музыкальной награды мира «Грэмми».

Известная и неизвестная. Путь талантливой «нахалки» на мировую сцену
© АиФ Кузбасс