«Мир прекрасен». Сельский учитель о творчестве и работе с детьми
В Ярославле вовсю идут конкурсные испытания участников регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2017». За звание победителя соревнуются 15 педагогов. Позади два заочных для конкурсантов испытания - «Интернет-ресурс» и «Эссе», два очных - «Методический семинар» и «Урок». Впереди - самые интригующие, самые волнительные, объединённые общим названием «Учитель-мастер». В них будет принимать участие «шестёрка» финалистов. Наряду с конкурсной комиссией здесь работает общественное жюри во главе с Алексеем Бутусовым, учителем русского языка и литературы Красноткацкой школы, который стал победителем областного этапа «Учитель года России-2016». Мы попросили его рассказать о новых участниках и о том, как живётся сегодня сельскому учителю. Живые, энергичные Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Алексей Владимирович, вы в этом году возглавляете общественное жюри конкурса «Учитель года-2017». Расскажите о своих впечатлениях. Алексей Бутусов: Моё первое впечатление - конкурс в этом году заметно помолодел. Очень приятно видеть среди участников столь инициативных, живых, неординарных молодых учителей, готовых заряжать пространство вокруг себя деятельной энергией. Это грамотные специалисты, умеющие не только легко принять, но и творчески переосмыслить, пропустить сквозь душу и сердце все новшества в образовании. Те немногочисленные конкурсанты, что со стажем, покорили меня глубиной опыта и мудрой жизненной позицией. Почему так много молодых участников? Думаю, это связано с тем, что опытные коллеги уже нашли себя в жизни, смогли реализоваться. Молодёжь же в поисках своего «я», пытается о себе заявить. Интересно, что в этом году на конкурсе сразу два учителя изобразительного искусства. Так как я сам преподаю этот предмет, могу с уверенностью заявить: это не самый лёгкий, а скорее, самый трудный урок, как для учителя, так и для ученика. Если русский язык и математика во многом - свод правил, конкретных знаний и алгоритмов, то рисование - это, прежде всего, творчество, совершенно иной характер деятельности. За один урок в неделю научиться рисовать едва ли возможно, скорее, получается «игра в ИЗО». Наверное, именно поэтому многие дети этот урок не особенно любят. Работа после работы - Среди участников конкурса - три педагога из сельских школ. Как сегодня живётся учителям из глубинки? Каково их материальное положение? - Относительно неплохо. Мы получаем льготы по оплате коммунальных услуг плюс повышение ставок на 25 процентов за работу в учреждении, расположенном в сельской местности. К примеру, по нашей школе средняя зарплата 28 тыс. рублей, по району - около 27 тыс. Однако чтобы иметь зарплату 30 тысяч, нужно работать на 1,5 - 2 ставки. У меня вместе с дополнительным образованием недельная нагрузка - 40 часов. Это значит, что возвращаюсь домой после шести, затем проверка тетрадей - это занимает около четырёх часов в день. А ещё нужно подготовиться к урокам на следующий день, ответить на пару десятков писем по электронной почте, отправить заявки на конкурсы, позвонить двум-трём родителям, подготовить индивидуальные задания для отстающих, помочь отредактировать рассказ на конкурс... Если я буду дальше продолжать список «вечерних» дел учителя, то этот номер газеты придётся печатать в рулонах. Проще сказать, учитель работает круглосуточно, включая выходные. Впрочем, если откровенно, то я доволен таким образом жизни и не хочу менять его ни на какой другой. Но ведь у многих учителей есть семьи, какие-то интересы помимо школы и, наконец, человеческое желание сесть вечером в кресло и просто почитать книгу. Так что властям тут есть над чем задуматься. - Легко ли мужчине работать в женском коллективе? Насколько вообще важна проблема феминизации школ? - Если честно, я вообще не расцениваю это как проблему. По жизни у меня складывалось так, что рядом всегда были представители женского пола - и в педагогическом колледже, и в университете, и теперь в школе. Но это всё сферы деловых отношений, поэтому для меня гораздо важнее личностные качества людей. Школе нужны инициативные, яркие, креативные учителя. А уж какого пола - мужского, женского - дело вторичное. - Молодой учитель сегодня для своих учеников - друг или наставник? - Я думаю, секрет успешного педагога заключается в умелом сочетании этих двух ролей. Наставник-друг, умеющий в разных ситуациях найти золотую середину. Мне кажется, это относится не только к молодому педагогу. Любоваться закатом - Вы ведёте для юных поэтов кружок «Проба пера». Для вас это некий уход от грубой материальной действительности, от мира зла в мир грёз и фантазий? - С одной стороны, литературная студия «Проба пера» - это действительно та отдушина, та область деятельности, которая мне наиболее интересна. Но это ни в коем случае не уход от действительности, а скорее, попытка взглянуть на неё другими глазами, переосмыслить привычное. Почему же сразу «мир зла»? Мир прекрасен. Надо только научиться это прекрасное в жизни находить. Кроме того, наши занятия - хорошее подспорье урокам русского языка и литературы. Ни для кого не секрет, что современные дети с большим трудом проникают в ткань художественного текста. Даже достаточно сильные ученики не всегда понимают, как «работают» в тексте метафоры, эпитеты, каким образом создаётся тот или иной художественный образ. В этой связи я всегда привожу такой пример. Человек может прочитать сто статей, как приготовить то или иное блюдо. Но пока он не попробует хоть раз сделать его сам, едва ли научится. Человек может прочитать сто монографий на тему «как писать маслом». Но пока он не возьмёт в руки кисти и не попробует сделать хотя бы мазок - ничего не поймёт. В точности так же метафоры, эпитеты, олицетворения будут для школьников чем-то чужим и чуждым, пока они не попробуют сами создать пусть даже самый короткий текст, в котором эти художественные средства будут играть свою изобразительную роль. Писать, чтобы лучше понимать литературу, чтобы тоньше чувствовать тексты, чтобы изнутри понимать её законы - вот зачем это нужно детям. И пусть ребята, которые ходят на мои занятия, в будущем не станут поэтами и писателями, но они точно станут творческими людьми, которые увидят прекрасное, как в литературном тексте, так и в окружающей жизни. Я уверен, что они не пройдут уже мимо душистой цветущей черёмухи, остановятся на минуту, чтобы послушать пение соловья, и будут сквозь приоткрытое окно любоваться розовым закатом. «Здесь пахнет дождём» - Чему ваши ученики посвящают свои стихи? - Мы пишем о том, что волнует, беспокоит, что видим вокруг. Любимая тема ребят - братья наши меньшие. «Улица. Ноябрь. Посёлок. Ветер. Холод. Снег идёт. Маленький смешной котёнок, Очень грустный у ворот. Кто-то выбросил беднягу, И попал он в передрягу. Некому его согреть, Приласкать и пожалеть». Такими словами начинает стихотворение пятиклассницы Ирины Московской. Её одноклассница Ксения Бодрова посвящает своё стихотворение малой родине: «Здесь солнце И лес за спиной. Здесь речка И край мой родной. Здесь звёзды ночуют в колодцах, И хор лягушачий в болотцах. Здесь клевером пахнет и липой, Дождём, молоком, земляникой». Пишут ребята и на школьные темы, конечно же, мечтают в стихах. Многие работают в прозе. В нашем арсенале есть рассказы, сказки, дневниковые записи, фанфики. - Вы верите в то, что вам, как и другим учителям, удастся правильно воспитать своих учеников, победить тем самым в нашем обществе хамство, бездуховность, пьянство и матерщину? - Мы пробуем это делать. Безусловно, очень многое зависит от семьи, общества, СМИ, которые «проповедуют» нашим подросткам порой иные ценности. Знаете, вода камень точит. Иногда руки опускаются. Но думаешь: «Кто, если не мы?» И снова и снова начинаешь призывать учеников к хорошему, учить на благородных примерах и верить в них. В 2015 году у меня был свой первый выпуск в школе. Очень непростой класс. Но уже сейчас я вижу, что эти ребята встали на верный жизненный путь, получают достойные профессии и все без исключения строят серьёзные планы на будущее. Значит, всё не зря.