Письма самому себе защитят писателей от плагиата

Театр им. Евг. Вахтангова обвинили в невыплате гонораров писателю Григорию Кановичу. Это лишь один из многих примеров конфликтных ситуаций на рынке авторских прав.Предваряя панораму нарушения прав творцов, нужно отметить, что в России контролем за порядком в этой области занимаются аж три организации: помимо РАО, еще Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Но, как показал круглый стол «Почему закон не защищает столичных авторов», прошедший в редакции «ВМ», усилий этих трех органов недостаточно. НЕШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ Писатель Канович остался без гонораров за показ поставленного по его роману спектакля «Улыбнись нам, Господи» в ходе гастролей Театра им. Евг. Вахтангова летом по Северной Америке. — Театром был заключен контракт на гастроли в Америке и Канаде, — пояснил «ВМ» директор театра Кирилл Крок. — Согласно его условиям, выплата гонорара автору лежит на принимающей стороне. Пусть все решит суд. И хотя проблем с этим автором у вахтанговцев никогда не было (как, впрочем, и других проблем по части авторского права), репутация именитой сцены слегка подпорчена. А вот Театр на Таганке в течение последнего года дважды столкнулся с проблемой авторских прав. Первый раз — со спектаклем «Кориолан»: молодой режиссер Анна Потапова поставила его в рамках проекта «Репетиция», согласно которому трудовой договор с ней не заключался. Она утвердила афишу традиционного характера — все-таки спектакль по Шекспиру. Однако через пару месяцев театр в одностороннем порядке ее заменил на плакат модернистского толка с головой инопланетянина. Потапова была возмущена и единственное, чего добилась, — снятия ее имени с афиши. — А не так давно, — рассказывает театровед Марина Тимашева, — Театр на Таганке объявил, что сделает инсценировку по повести Гоголя «Вий» с включением текстов из пьес «Панночка» Нины Садур и «Макбет» Шекспира. Однако незадолго до премьеры театр поменял формулировку: постановка будет только по мотивам повести Гоголя. Зрители, видевшие ее, узнали текстовые выдержки из Садур. И если Шекспиру уже все равно (его авторское право истекло в 1686 году — через 70 лет после смерти), то здравствующей Садур — нет. Она обратилась за защитой в РАО. ВЕСОМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — В кино творится полное безобразие, — подхватывает обсуждение киновед Ирина Павлова. — На моих глазах было множество случаев, когда молодой сценарист присылает продюсеру заявку со сценарием. После этого наступает длительное молчание — а затем выход фильма, копирующего сюжет молодого сценариста. Он возмущен, уверен, что его обокрали. А продюсеры спокойно говорят: «Нет. У вас герой — мальчик, у нас — девочка. У вас он — Саня, а у нас — Маня». Такое на каждом шагу! Адвокат Ольга Нямина уверена, что защищать свое авторство в этих случаях нужно через суд. Чтобы доказать свое первенство, автору нужно в момент создания выслать рукопись... самому себе по почте заказным письмом. — Конверт, на котором будет штамп с датой, вскрыть на суде, — уточняет она. — Этого будет достаточно. ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ А вот в случаях с копированием сюжетов в литературе все сложнее. Не так давно писатель Роман Сенчин для своего сочинения «Зона затопления» заимствовал сюжет знаменитой повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Эксперты посчитали, что идеи (а сюжет — это идея) витают в воздухе, и их охранять невозможно. Наказуемо же только прямое заимствование. — Специализированная экспертиза определит сходство произведений и объем заим- ствования, — отмечает Нямина. — Но ее проведение стоит больших денег. Не все в порядке и с музыкой. Кавер-группы, перепевающие хиты отечественных и мировых звезд в кафе и ресторанах, сплошь нарушают права авторов песен. По-хорошему, они бы должны часть заработка перечислять им, но этого никто не делает. По таким нарушениям Москва — лидер в стране. — В советское время все работало как часы, — ностальгирует музыкальный продюсер Игорь Сандлер. — Каждый месяц я приходил в сберкассу и получал свой честно заработанный гонорар. В том числе и за перепевку моих песен в ресторанах. ЕСТЬ МНЕНИЕ МНЕНИЕ ЗА Колонка поэта, автора песен «Отчий дом», «Яблоки на с негу» Андрея Дементьева Кто-то захотел поменять власть У меня лично никогда не было проблем с недополучением гонораров. Именно после прихода в РАО в качестве руководителя Сергея Федотова там начались перемены к лучшему. Я думаю, что более компетентного специалиста по авторскому и интеллектуальному праву сегодня в России нет. Любопытно, что члены авторского совета, которые работали с Сергеем Федотовым много лет, сейчас вдруг делают вид, что нынешняя ситуация для них открытие. Причем те, кто сейчас его обвиняет, были друзьями и коллегами Сергея. Не стоит забывать, что Федотов, помимо всего прочего, бизнесмен, и определенная часть авторских гонораров ему положена по закону как руководителю. С ситуацией вокруг его ареста надо разобраться. Кому-то, видимо, потребовалось поменять власть. Каким-то образом избрали новый авторский совет, при этом старый и не лишенный легитимности совет в известность не поставили. Отобрали здание. Вдруг объявляется новый генеральный директор. Делается все келейно. Почему новый гендиректор не прошел процедуру коллективного утверждения?.. В целом вся эта ситуация оборачивается огромным неуважением к членам старого авторского совета. В нем Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Лион Измайлов, Эдуард Артемьев — много настоящих звезд отечественной культуры. Будьте добры считаться с этим! МНЕНИЕ ПРОТИВ Колонка поэта, автора текстов песен «натуральный блондин», «это родина моя» Сергея Сашина Верните наши гонорары Новая администрация Российского авторского общества не жаждет крови. Точку в деле Сергея Федотова, бывшего руководителя этой организации, должен поставить суд. Сейчас он находится под арестом. Лично меня это не удивляет: кто, как не первое лицо РАО, виноват в том, что многие российские правообладатели недополучили свои гонорары? Я тоже в числе пострадавших. Какую именно сумму я недополучил, сказать пока не могу, учитывая огромный объем необработанных отчетов… Деньги приходили, а отчеты не обрабатывались. Нас, авторов, насчитывается немало — целых 27 тысяч человек. Как мы можем знать, сколько денег недополучили? Как сейчас выясняется, огромные деньги получали никому не известные люди. И то, что Сергея Федотова арестовали по другому поводу, не говорит о его непричастности к исчезновению авторских гонораров. Просто на момент ареста доказательной базы по этой части не было, но она будет, уверяю вас. В этом меня убеждает первый предварительный отчет аудиторов в отношении деятельности бывшей администрации РАО. Через какое-то время одним будет просто стыдно за то, что они делали и говорили, а другим придется нанимать адвокатов. ЦИФРА 4,7 миллиарда рублей поступило на счета Российского авторского общества в 2016 году. Из них 1,6 миллиарда общество потратило на собственные нужды.