Войти в почту

В ожидании. Танцевальная Рязань готовится к XXX «Чёрному коту»

Каждый год все мы с нетерпением ждем последние мартовские выходные. Именно в эти дни по традиции приходит «Чёрный кот» — самое масштабное танцевальное событие Рязани. За пару недель до фестиваля кассы Дворца молодёжи атакуют толпы жаждущих увидеть эту феерию. Ну а в танцевальных залах градус накала достигает апогея. Здесь оттачивают последние штрихи своих постановок главные действующие лица. Корреспондент RZN.AIF.RU решила узнать из первых уст, чем живут хореографы и руководители коллективов в преддверии «Кота». Но сначала несколько слов продюсеру, создателю фестиваля «Чёрный кот» Игорю Крысанову. «Юбилейный «Кот» чем-то особенным отличаться не будет. Просто кое-кому мы вручим подарки за многолетнее участие в фестивале. — говорит Игорь Викторович. — Все коллективы получат памятные сувениры. Формат фестиваля менять не собираемся. Лучших танцоров, как всегда, выберут зрители. В этом году ожидаем более десяти иногородних коллективов, половина из которых приедет на фестиваль впервые. Ну и конечно, будут рязанские команды, прошедшие серьезный отбор». Руководитель хип-хоп команды «2Д» (трехкратные победители, призеры фестиваля «Черный кот» в номинации «Клубный танец») Юрий Рябов. – Юр, без «2Д» фестиваль уже сложно представить. Сколько лет команда выступает на нём? – В этом году мы будем танцевать на «Коте» в шестой раз. – На каждом фестивале вы представляете постановку только в одной номинации, в «Клубном танце», и лишь однажды попробовали себя еще и в «Рок-н-Ролле». Не было желания заявиться с большим количеством номеров? Может быть, побороться за Гран-при? – Нас часто спрашивают об этом. Сложный вопрос (улыбается). Наверное, нам тяжело найти время, когда в полном составе можем собраться для постановки танца. Все мы работаем, кто-то из нас ещё и спортом занимается, некоторые уже обзавелись семьями. Думаю, всё дело в этом (смеется). – Три года подряд вы побеждали в номинации «Клубный танец». Это редкость. Испытываете гордость, наверное? – Такое удавалось еще одной замечательной рязанской команде – «Чиф Рака». Мы подумали, что раз они смогли, то и у нас получится. Конкретно цель такую, конечно, не ставили. Но в глубине души каждый из нас хотел повторить это достижение. Может быть, доказать, что мы не хуже команды, которая в своё время здорово продвинула хип-хоп культуру в нашем городе. Да и сегодня продолжает с успехом этим заниматься. Кстати, многие из нас – ученики «Чиф Раки». – После трёхкратной победы в «Клубном танце» по правилам фестиваля путь в эту номинацию вам закрыт, по крайней мере, на год. Но юбилейный 30-й «Кот» мимо вас пройти не может. Нашли выход? – На самом деле, сначала мы планировали выступить в гостевой программе, потому что тяжело переключаться на стилистику другой номинации. Но нам предложили попробовать себя во «Фристайле», чему мы, в общем-то, обрадовались. Номер в этом году получается интересным, я бы даже сказал, немного нам несвойственным. – Расскажи немного о постановке, если это не секрет? – Наш танец о том, что всё когда-нибудь заканчивается. Это отчасти касается и нас. В общем, постановка о нас. Большего сказать не могу (улыбается). Зритель всё увидит сам. – То есть этот «Кот» станет последним для вас? – Мы думали, что прошлый фестиваль станет прощальным. Но жизнь нас поправила. Так что посмотрим, как сложится дальше. Не хочу загадывать наперёд. – С какими мыслями и чувствами вы готовитесь к юбилейному фестивалю? – К моему приятному удивлению в этом году тренировки перед «Чёрным котом» проходят в позитивном ключе. Я бы сказал, очень плодотворно. В прошлые годы постановочный процесс шёл напряжённо, было много спорных моментов. А сейчас всё идет как по маслу. Команда воодушевлена идеей танца и старается максимально вкладываться в рабочий процесс. Короче, я очень доволен. – Скажи от себя напутственное слово молодым коллективам, которые только начинают свой путь на «Чёрном коте». Как добиться успеха и понравиться зрителю? – Скажу так: назвать команду попроще и взять побольше пацанов (смеётся). Руководитель Коллектива современного танца «20.13» (призёры фестиваля «Чёрный кот» в номинации «Слоу») и Ансамбля танца «Рязань» (финалисты фестиваля «Чёрный кот» в различных номинациях) Галина Кобзева. – Галя, ты руководитель сразу нескольких известных коллективов города. Расскажи, в каких номинациях собираются выступать на фестивале твои ребята. – И Ансамбль танца «Рязань», и Коллектив современного танца «20.13» представят на суд зрителя постановки в «Рок-н-Ролле», «Фолке», «Слоу» и «Клубном танце». То есть во всех номинациях кроме «Фристайла». В общей сложности у меня восемь творческих работ. – Это же колоссальный труд! Как у тебя хватает сил и вдохновения на всё это? – Думаю, что со взрослыми всегда работать проще, чем с детьми. Они успевают усваивать сразу большое количество танцевального материала. Плюс уже сказывается опыт. Раньше было тяжелее. А сейчас слушаю новые треки, сразу рождаются идеи. Я это всё записываю на бумажку, сохраняю. Есть такие постановки, которые по два года ждут воплощения в жизнь. – А как появляются идеи для танцев? – Меня к творческому процессу мотивирует музыка. Могу с какого-то трека взять идею, запомнить её, записать. А потом уже она будет дожидаться своей музыкальной композиции. Совершенно другой. То есть всё происходит спонтанно. – Чего ты ждёшь от юбилейного «Чёрного кота»? – Мы идём за победой (смеётся). Вообще я верю в то, что мы можем занять какое-то место. Настраиваю на это своих ребят. В прошлом году удача уже улыбнулась нам. «20.13» взяли второе место в «Слоу». Нашей радости не было предела. Получилось сделать шоу именно в стиле «Кота» – эмоции, декорации. Короче говоря, старались удивить зрителя, и нам это удалось. Сейчас так получилось, что опять в этой номинации представлены сильные постановки и у «Рязани», и у «20.13». Ансамбль покажет интересную работу с красками, а Коллектив современного танца – номер «Катюша», в котором на сцене будет 150 яблок, что, согласись, необычно. Так что ставлю на обе эти постановки, а там, как получится. – Какой-то ещё танец выделишь? – Считаю, что в этом году у нас вообще довольно-таки сильная программа. Например, в Ансамбле не все постановки мои. Замечательный номер в «Фолке» получается. У меня работает артист Слава Григорьев, он поставил нам казачий танец. Очень мощная постановка. А так, зрителю виднее. Посмотрим, что ему понравится. Два моих родных коллектива будут бороться, в том числе и между собой, за право быть среди лучших танцоров юбилейного фестиваля. Ждём, готовимся и очень волнуемся. Руководитель Театра танца «Парадигм» (призёры фестиваля «Чёрный кот» в номинации «Фристайл») Анастасия Чайка. – Настя, что для «Парадигма» значит «Чёрный кот»? – Для нашего театра танца, можно сказать, – всё. Потому что он живёт от «Кота» до «Кота». Это пошло с самого первого фестиваля. Мы танцуем сами, смотрим на другие коллективы, заряжаемся всей этой невероятной энергетикой. А потому сразу после «Чёрного кота» начинают рождаться идеи на следующие постановки. В основном при подготовке новых танцев мы ориентируемся именно на этот фестиваль, потом уже с композициями выступаем где-то ещё. Считаем, что «Чёрный кот» – это лучшее, что есть в танцевальной жизни города. – В последние годы «Парадигм» представляет на фестивале по несколько постановок. Сколько времени уходит на создание ваших танцев? – Каждый год случается по-разному. Иногда сразу после рождения идеи начинается процесс подготовки хореографических комбинаций, которые постепенно собираются в общий рисунок. И непосредственно к фестивалю получается готовый танец. А бывает, постановка складывается за две-три репетиции. Или идея вынашивается месяцами, а только потом приходит понимание того, как показать её в танце. Каждый номер индивидуален. И тут уж как пойдёт (улыбается). – В этом году «Чёрный кот» юбилейный. Ваша подготовка проходит как-то по-особенному? – Нет, всё идёт как всегда. Желания как-то выделиться, например, представить танцы во всех пяти номинациях – не было. Считаю, что главное – участие и выражение себя на этом фестивале. – Расскажи немного о новых постановках. – В этом году все номера абсолютно разноплановые: по настроению, по музыке, даже по стилю. Мы участвуем в «Рок-н-Ролле», «Слоу» и «Фристайле». Можно сказать, что один танец веселый, другой – грустный, а третий – какой-то задумчивый, наверное. – Как рождались эти постановки? – Номер для «Фристайла» готовился очень долго. Несколько раз я меняла музыку, но потом всё сложилось в единую композицию, чему мы очень рады. С «Рок-н-роллом» получилось интересно. Мы сделали номер для свадьбы одной из наших девчонок. И как-то на одной из репетиций мы решили увеличить состав танцовщиц в постановке и пойти с ней на «Кота». «Слоу» делалось изначально тоже всего на полторы минуты. Потом прибавили, усложнили, и вылилось это в полноценный танец. – Стиль Театра танца «Парадигм» за последние годы явно изменился. От тяжелых, депрессивных номеров пришли к более жизнерадостным и легким. С чем связаны такие перемены? – Думаю, что во многом настроение постановок зависит от душевного состояния руководителя. Мы живём танцем, вкладываемся в него. И потому всё, что мы чувствуем, и выливается в композицию. А по стилю «Парадигм» был и остаётся современной хореографией. – Каких эмоций ждёте от 30-го «Чёрного кота»? – Мы в предвкушении мурашек, которые начинаются, когда слышишь музыкальную заставку открытия фестиваля (улыбается). Проход в финал, победы? Не ставлю никогда таких целей. Очень сложно понять, что понравится зрителю в этот раз. Какой танец зайдёт, какой – нет. Конечно, в душе хочется признания, и финалистами стать, и лауреатами. А вообще с удовольствием посмотрим на иногородние коллективы. Ведь всегда интересно, что покажут другие. Хореограф, педагог по классическому экзерсису, танцовщик (победитель и призёр фестиваля «Чёрный кот» в различных номинациях) Андрей Разживин. – Андрей Иванович, расскажите о своём первом выступлении на «Чёрном коте». – Помню плохо, давно это было. По-моему, мой дебют состоялся на одном из первых «Котов». Я тогда еще в Радиоинституте учился. Танцевал в коллективе под хитовую музыку. А номер нам ставила Екатерина Лукашова. – Руководитель коллектива? – Нет, главным у нас был Жора Ерзиков, а Катя потом к нам присоединилась, давала классический танец, делала постановки. Игорь Рожнов очень помогал с современным и джазовым танцами. – А какой была Ваша дальнейшая танцевальная жизнь на «Коте»? – Танцевал на фестивале с «Семь плюс» Олеси Бусевой. Помню, победили в «Рок-н-Ролле» с постановкой «Последняя электричка». Потом собирались с другими ребятами, ставили номер на четверых. Это был современный танец. Еще с Серёжей Артёменко дуэт делали, назвали свой коллектив «Сами с усами». Заняли второе место в номинации «Рок-н-ролл», а первым стал тогда «Блюз рязанских трущоб». Сольный номер под композицию Бориса Гребенщикова танцевал. Но все эти постановки были, пока в радике учился. Позже я поехал в Санкт-Петербург учиться на хореографа. – Вернувшись в Рязань, Вы стали преподавать, но про «Чёрного кота» не забыли. – Да, потом было еще несколько сольных постановок. В 2014 году танцевал «Между Богом и чёртом». На следующий год исполнял номер с плащом под сопровождение группы «Пицца». Ну а на 29-м фестивале состоялось моё прощание с «Чёрным котом». Я танцевал под «Районы-кварталы» группы «Звери». Вот таким был мой путь на этом замечательном фестивале. Так что на 30-м «Коте» я буду уже зрителем. RZN.AIF.RU желает удачи всем участникам юбилейного XXX межрегионального фестиваля танца «Чёрный кот». И пусть победит сильнейший!

В ожидании. Танцевальная Рязань готовится к XXX «Чёрному коту»
© АиФ Рязань