Войти в почту

Нина Кудрявцева-Лури: "Каскад звезд" выплеснется на сцену Большого театра в мае

МОСКВА, 20 марта 2017 г. В последние дни весны в Москве на исторической сцене Большого театра России в 25-й раз пройдет ежегодный фестиваль Benois de la Dance - одно из самых ярких событий в мире балета. В преддверии грандиозного праздника ТАСС воспользовалось случаем и задало несколько вопросов одной из основательниц фестиваля, артистическому директору "Бенуа" Нине Кудрявцевой-Лури. - Нина Николаевна, расскажите, в чем особенность именно этого, юбилейного Бенуа де ла Данс? Какие сюрпризы ожидают поклонников балетного искусства в этом году? - Главная особенность в том, что этот год юбилейный! Хочется максимально представить те значительнейшие имена в истории балета конца ХХ и начала ХХI века, которые стали и частью истории Бенуа и, кроме того, показать последние яркие работы, созданные в 2016. Помимо "Каскада звезд", который выплеснется на сцену Большого 30 и 31 мая, в программу будут включены сочинения, создаваемые специально в дар юбилею Бенуа. Даже музыку Илья Демуцкий написал и посвятил этому событию, а три хореографа, лауреаты Бенуа, ставят дуэты, одни будут показаны 30, другие – 31 мая. Для того чтобы просмотреть компании, которые будут представлены в двух гала, нужно облететь земной шар! Кроме Большого и, как мы все-таки надеемся, Мариинского театров, приедут звезды Английского национального балета, Парижской Оперы, Балета Джоффри из Чикаго, балетов Сан-Франциско и Бостона, Вашингтона и Берлина, Вены и Сеула, Штутгарта и Дортмунда, Анверпена и Монтевидео! Зрители увидят и работы хореографов, чьи имена стали громко звучать в ХХI веке, и сочинения мастеров – лауреатов Бенуа: Ролана Пети и Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Матса Эка, Уильяма Форсайта, Начо Дуато, Уэйна МакГрегора, Каролин Карлсон. Юбилейное жюри, члены которого и называют самые яркие работы минувшего года, состоит исключительно из лауреатов Бенуа де ла Данс, включая первого лауреата – Хулио Бокка. Во время его прощального спектакля в Буэнос-Айресе на улицах были установлены экраны, и 400 тысяч зрителей смотрели выступление своего обожаемого артиста. Кроме него, в состав жюри входят: один из основателей приза Юрий Николаевич Григорович - председатель, Светлана Захарова, Сю-джин Кан, Джули Кент, Манюэль Легри, Брижит Лефевр и Йорма Эло. Сю-джин, Джули и Манюэль, бывшие легендами в Штутгарте, Нью-Йорке и Париже, теперь успешно возглавляют крупные национальные компании. Брижит Лефевр представлять не приходится, она 20 лет управляла балетом Парижской Оперы, что почти так же сложно, как управлять балетом Большого театра, и это принесло ей Бенуа "За жизнь в искусстве". "Королеву Захарову", как назвал Светлану один известный фотограф, знают все. Йорма Эло – один из самых востребованных на всех континентах хореографов. - За 25 лет с момента создания фестиваля "Бенуа де ла Данс" в нем произошли какие-то перемены? - Если говорить о структуре Бенуа де ла Данс, организации проекта, конечно, за 25 лет произошли изменения. В начале 90-х, когда только-только стала умирать привычная в Советском Союзе инициатива исключительно "сверху" и только-только можно было попробовать что-то придумать, предложить и осуществить, идеи появились, но для того, чтобы четко понять, как правильно воплотить их в жизнь, понадобилось время. Когда мы начинали проект, нас было трое. Из зарубежных номинантов не приехал никто, кроме Александра Кельпина из Коппегагена, который после травмы вышел на сцену на костылях и танцевать, соответственно, не мог, но приз получил. Сейчас у нас замечательный коллектив. Кто-то занимается логистикой, кто-то - печатной продукцией, кто-то работает с билетами, с финансами и т.д. Если же говорить о масштабе, с 2004 года проект Бенуа де ла Данс стал фестивалем, где показываются и лучшие работы минувшего года и творчество лауреатов разных лет. А определение "Каскад звезд" говорит само за себя. Так что да, за прошедшие 25 лет, младенец стал взрослой, самостоятельной, самодостаточной фигурой. Поэтому когда меня спрашивают сейчас, как я отношусь к сравнению Бенуа с "Оскаром", я говорю, что сравнение это безусловно лестное, и особенно было приятно это слышать в первые годы, но сегодня Бенуа де ла Данс уже имеет собственный вес и престиж, собственное место в мире балета и искусства вообще. - Скажите, а на ваш взгляд, что сегодня представляет собой балет? Куда он движется? Это консервативное искусство или авангардное? - Одним из важных факторов в истории Бенуа де ла Данс, с моей точки зрения, является то, что на протяжении 25 лет номинации, которые предлагают члены жюри, - а они каждый год меняются, представляя разные страны, разные школы, - показывают, что балет, как каждое искусство, и сохраняет традиции, и идет вперед. К счастью, к нему нельзя приклеить ярлык ни "консервативный" ни "авангардный". Балет – это живой организм.