Войти в почту

"Активный гражданин" и "Наш город" начнут использовать в регионах

"Активные граждане должны быть уверены, что их инициативы востребованы", - обозначил позицию Совфеда его первый зампред Николай Федоров. Среди передовых регионов в этом плане назывались Москва и Московская область. Федоров напомнил, что в Москве большой популярностью пользуется проект публичного обсуждения решений "Активный гражданин", в Подмосковье успешно работает система сбора жалоб и предложений "Добродел". В рамках проекта "Активный гражданин" каждую неделю на суд москвичей выносится 2-3 вопроса с предлагаемыми вариантами решения проблем, рассказала замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы Наталья Катаева. По каждому из них власть получает 200-300 тыс. мнений. "В мае проекту 3 года, за это время мы собрали около 70 млн мнений", - сказала Катаева. Востребованным инструментом в Москве стал и проект "Наш город" - электронная жалобная книга. Здесь каждый житель столицы может подать жалобу, получить ответ от чиновников, а также подтвердить или опровергнуть, что проблема действительно решена. По словам Натальи Катаевой, работает такая система обратной связи оперативно: от подачи заявления на портале до решения проблемы в среднем проходит 4 дня. При этом поток большой - в неделю от граждан приходит 25 тысяч обращений. Администрация президента рекомендовала регионам перенимать опыт электронных систем Москвы "Наш город" и "Активный гражданин", сообщил на заседании министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. "Был соответствующий сигнал и рекомендация от администрации президента субъектам пройти через ознакомление с этой системой и начать внедрять ее при наличии ресурсов и возможностей", - сказал министр. По его словам, "принято решение о том, что на базе университета госуправления правительства Москвы будут подготовлены курсы для обучения представителей регионов внедрению и работе с подобными системами". При этом сам продукт "будет адаптирован, возможно, будет предложено "облачное" или типовое решение для регионов", чтобы они не тратили денег на саму разработку. Проблема по внедрению этого инструмента в регионах - не затраты на содержание этой информационной системы и ее внедрение, это могут позволить себе все без исключения регионы, считает министр. По его словам, основные затраты придутся на организацию работы ведомств и аппарата. "25 тысяч обращений - вы представляете, какой надо иметь качественный государственный аппарат, чтобы в течение 4 дней отвечать на каждое из этих обращений с точным указанием, когда и что будет сделано!" - сказал Абызов. Здесь нельзя будет ответить привычной отпиской. "Для этого потребуются и дополнительные ресурсы людей, и самое главное - совсем другая культура госуправления", - резюмировал он. Обсудили в Совфеде и портал "Российская общественная инициатива" (РОИ), который был создан три года назад для размещения инициатив граждан и голосования по ним. На сайте сейчас порядка 10 тыс. предложений граждан, из них 25 собрали достаточное число подписей и получили статус "на рассмотрение", 13 были поддержаны экспертами. "Но среди них нет ни одной региональной общественной инициативы", - посетовал Федоров. "Странно. В субъектах Федерации проблем выше крыши", - добавил он. Люди пока до конца не понимают, что есть такой ресурс и что они с его помощью могут изменить жизнь в регионе, в стране, объяснил Илья Массух, президент Фонда информационной демократии (оператор портала РОИ). Кроме того, чтобы региональная или муниципальная петиция поступила на рассмотрение федеральной экспертной рабочей группы, она должна набрать 5% от населения региона (или муниципалитета). Это высокий порог. "Нам кажется, что 1% было бы достаточно, - сказал Илья Массух. - И тогда мы бы подстегнули гражданскую активность именно там, где люди живут".