Войти в почту

Анатолий Хлопков: Человек в России не может жить без песни

«В песне, как в зеркале, отражается всё, чем живёт человек. Радует, что в России появляется много музыкальных проектов. Но почему-то артисты в них зачастую исполняют песни на иностранном языке. Мы утрачиваем собственную культуру. В любой стране ты слышишь национальную музыку, а у нас в основном шансон», - считает Анатолий Хлопков, заслуженный работник культуры России. В дни 15-летнего юбилея ансамбля «КрасА» корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорила с его художественным руководителем, заслуженным работником культуры России Анатолием Хлопковым. О чём расскажет венок Татьяна Антипьева, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Анатолий Иванович, вы 15 лет возглавляете ансамбль «КрасА» и путешествуете с концертами по всему Красноярскому краю. Не угас ли интерес зрителя к традиционному народному искусству? Анатолий Хлопков: Интерес зрителя не угасает. Но, увы, русская песня больше не входит в повседневную жизнь человека, как это было прежде. Ни в эфире на радиостанциях, ни в телешоу русская песня не звучит. Её поют лишь на фестивалях. Но без песни человек не может. Одно дело - обеспечить себя, семью. Нужно и душу наполнять. Мне вообще кажется, что сначала человек запел, а не заговорил. Представьте: создали древние мужчина и женщина очаг в пещере. Глава семьи добыл мамонта, принёс жене - та от избытка чувств наверняка начала петь. Хочу сказать, что и за рубежом русскую песню тепло встречают. Мы сами иногда изумляемся. Поём, например, русскую проголосную - медленную, задумчивую. А у зрителей и в Таиланде, и в Португалии возникает интерес. В Индии, например, публика восторгалась казачьим номером, где наши ребята с саб­лями выступают. - О русском фольклоре говорят, что он в основном страдальческий. Почему? - Так ведь он отражает нашу жизнь. С чего мужику радоваться, если он 25 лет в армии служил? Жена успевала состариться, дети вырастали, внуки без него рождались... Или сельский труженик. Встань-ка в 5 часов утра - домашнюю скотину накорми, завтрак и обед приготовь, а потом в поле допоздна... Это сейчас просто - включили гаджет и расслабляемся. На самом деле, достаточно и весёлых песен. В России есть ещё и уникальная песенная форма - частушка. Совсем непросто эту миниатюрку, в которой отражается полжизни, выжать из себя. А хороводы? Люди умели отдыхать: окончат труд и посвящают время досугу. Кто-то и в лесок бегал целоваться. Так любовная лирика рождалась. - К слову, о хороводах. Ваш ансамбль на фестивале «Мир Сибири» проводит народные гуляния, обряды. Почему важно эти народные традиции сохранять? - А мы от них никуда не ушли. Возьмите, например, свадьбу. Да, традиция празднования изменилась - даже в кедах и джинсах, бывает, женятся. Не просто молодые друг другу кольца надевают, целуются, ведь стараются создать особенное торжество, с легендой. А обычай этот веками складывался. На девичниках девушки плакали - ведь невеста прощалась с беззаботной жизнью, но за этим следовал семейный праздник, на который и соседей приглашали. - Всё-таки зачем человеку в XXI веке через костёр прыгать, венки плести? - В древние времена люди поклонялись великим силам природы - огню, воде, солн­цу... Прыгали через костёр - отводили нечисть, умывались утренней росою - очищались от скверны. Был и практический смысл. Парни с девушками на гуляниях знакомились друг с другом. С венками тоже не так всё просто. Если ты хорошо его сплетёшь, он ни за что не утонет. Согласно поверью, девушку, у которой венок не утонул, ждёт замужество. Это ведь необходимо человеку - надеяться на лучшее, ждать радость. Но сейчас это, конечно, перешло в забаву, игру, где можно проявить удаль молодецкую, сноровку. Кто герои? - Почему, на ваш взгляд, так популярна в последние годы советская эстрада? Новых песен не сочиняют? - А вы вспомните советские песни. Они ведь о любви. И не только о любви людей друг к другу. О любви к труду, природе, детям, родине - ко всему, что тебя окружает. Сейчас любовь сводится, увы, зачастую к сексуальным отношениям. Опять же, в 1961 году Гагарин полетел в космос - появился цикл песен. А сейчас у нас кто герои? Честно скажу, меня многое расстраивает в шоу-бизнесе. Например, в шоу «Голос», хоть оно и замечательное, сплошь иностранные песни. В любую страну приезжаешь - слышишь национальную музыку. Изредка, может быть, произведения зарубежных исполнителей. У нас же в основном поют шансон. Собственную культуру забываем, утрачиваем. - Правда ли, что в России умирает культура застольного пения? - Домашнее пение, конечно, уходит. Почему-то люди даже стыдиться его начинают. Это связано, думаю, с постепенной утратой соборности, свойственной русскому человеку. В 90-е годы привычка жить сообща, коллективом, перестала быть нормой. Появилось убеждение, что человек может и один жить. Ведь в любые времена люди, собираясь, пели. Если бы не песня, поднимающая дух человека в годы Великой Отечественной войны, кто знает, как развернулась бы история? В человеке звучало: «Вставай, страна огромная!» - и он мог претерпевать лишения, бедствия, совершать героические поступки. Но люди не перестали петь, к счастью. Думаю, популярность караоке связана с этой неиссякаемой жаждой человека петь, приобщаться к музыкальному творчеству. К тому же в России возрождается хоровое пение. В стране вновь действует хоровое общество. Туман обмана - Вы много ездите с гастролями, в том числе по отдалённым сёлам и городам. Как там людям живётся? - По ощущениям, мы все сейчас чего-то ждём. Может, отсутствие общей для страны идеи приводит нас к оцепенению. При этом многие стремятся где-то пролезть, что-то урвать. Отовсюду, особенно с телеэкрана, какой-то туман обмана. На­деюсь, временно. В силах каждого из нас поспособствовать, чтобы ситуация поменялась. Может, если мы будем стараться стать друг другу более понятными, близкими, не допускать ложь, фальшь в общении друг с другом, многое изменится. - Задели за живое. Душа болит от обилия ужасающих происшествий, о которых мы, журналисты, вынуждены писать: мошенничества, убийства, самоубийства, изнасилования... Почему люди озлобились, отчаялись? - Думаю, тому виной грехи, которые человечество приобрело ещё на заре своего рождения. Жадность, желание подчинить себе весь мир, зависть, эгоизм. Сейчас это разрастается - даже не как раковая опухоль, а как гангрена. В 90-е мы в России заболели в гораздо большей степени, чем раньше. Раньше русская цивилизация мечтала создать общество добра и справедливости. Потом кто-то назвал эти мечты утопией. Если это утопия, тогда кто мы? Звери, что ли? Или всё-таки существа разумные? - Это связано с утратой ценности семьи, как думаете? Разводов меньше не становится, матерей-одиночек, деток в детских домах... - Да, и с этим тоже. Если уж двум людям друг с другом трудно найти лад, что говорить об обществе? К сожалению, семьи создаются не на основе любви, а из соображений выгоды. Но разве бетон может быть без цемента?

Анатолий Хлопков: Человек в России не может жить без песни
© АиФ Красноярск