Войти в почту

Классика театра абсурда: противоположности притягиваются

Ученик художественного руководителя Театра им. Вахтангова Римаса Туминаса Владимир Бельдиян отважился поставить «самое влиятельное англоязычное драматургическое произведение ХХ века» лауреата Нобелевской премии, родоначальника театра абсурда Сэмюэля Беккета.Владимир Бельдиян ставит пьесу Беккета «В ожидании Годо», максимально следуя тексту. Бедные люди Владимир и Эстрагон, сидящие на больших камнях, рядом с чахлым деревцем, напоминают бродягу из фильмов Чарли Чаплина. В пьесе нет описания внешности героев, их возраста, есть только внутренний контраст между парами: Владимир и Эстрагон, Поццо и Лакки. Режиссер использует антитезу в создании образов героев. Владимир — высокий, черный, стройный… Эстрагон — маленький, белый, согнутый. Поццо — большой, толстый, нарядный и Лакки — тощий, длинный, нищий. Две пары противоположностей сталкиваются на дороге, чтобы поспорить, перевернуть все представления вверх ногами и ответить на вопросы: «Зачем ждать, верить, любить, бороться, искать и жить?». Пьеса «В ожидании Годо» написана в 1949 году во Франции, и Поццо — явная аллегория фашизма: без пяти минут чудовище с глазами вампира из американской мелодрамы «Сумерки». Бельдиян в своей постановке показывает, что насилию в мире нет конца и края, как нет смерти для вампира. Не хочется оказаться ни на месте Поццо и Лакки, ни на месте Владимира и Эстрагона. Правда, с горечью понимаешь, что других мест в мире, где есть деньги и их надо зарабатывать, нет. Ведь «В ожидании Годо» — это вечная история поиска сильного человека, который бы дал работу, кров, защиту… Но абсурд в том, что в нашем мире никто ничего не дает, что уже с рождения у кого-то некая сила отбирает все: родителей, дом, здоровье. Богатый Годо, конечно, сам не придет к Владимиру и Эстрагону. Чтобы его найти, им придется сносить не одну пару башмаков. В отчаянии бродяги приходят даже к мысли о самоубийстве. Но до этого, к счастью, режиссер дела не доводит. Владимир и Эстрагон в определенный момент даже чувствуют себя волшебниками: «Мы — волшебники. Мы не даем сбить себя с толку». Владимир Бельдиян — талантливый режиссер, но пока только ученик волшебника сцены Римаса Туминаса. Ему еще предстоит пройти большой путь, чтобы научиться оживлять на сцене камни, наполнять воздух запахами, не применяя никаких парфюмерных средств, и переносить зрителей в другие эпохи без пересадок и стыковочных рейсов. Но то, что режиссеру по силам великая драматургия Беккета, вне всякого сомнения. Хорошо, что ученики Туминаса легких путей не ищут. Впрочем, им есть на кого опереться и у кого попросить совет.

Классика театра абсурда: противоположности притягиваются
© Вечерняя Москва