Войти в почту

Поэта и сценариста Жука отправили в баню

Меньше недели осталось до главного слета отечественных мультипликаторов - 22-го Открытого российского Фестиваля анимационного кино. За несколько дней до его начала в Суздаль заезжает десант художников в лице Нины Виноградовой и Марины Курческой с красками, рулонами бумаги, другим подручным материалом. Уже 20 лет они оформляют сцену и холл, где появляются сказочные персонажи, фигуры Юрия Норштейна или Константина Бронзита в облике вельмож или других героев. А пока в Москве в Библиотеке киноискусства им. С.Эйзенштейна проходит выставка, но не анимационных работ, как можно было предположить. Нина Виноградова и Марина Кручевская — не только коллеги и преподаватели ВГИКа, они — подруги. Много лет работают во славу отечественной анимации и могли бы выставить отчетные работы за большую жизнь в искусстве. Но они пошли другим путем, сделав шаг в сторону. Не хотелось ничего серьезного. Нина Виноградова — ученица одного из основателей советской мультипликации Ивана Иванова-Вано, 30 лет проработавшая на «Союзмультфильме» художником-постановщиком, создававшая анимационные картины «Журавлиные перья», «Легенда о Пер Гюнте», «Бедная Лиза», кукольные эпизоды для проекта «Маяковский смеется» Сергея Юткевича, ничего эпохального не выставила. Она представила работы, сделанные на даче между дел из того, что попалось на глаза - листьев, цветов, бог знает чего, что сходу не определишь. И вот сидят ее красавицы с красными яблоками в руках, и на тарелках — дары природы. Посетитель думает, из какого «сора» все это произросло. Какая-то барышня засмотрелась на кавалера, а он — не человек, а птица. И есть в этом странном дуэте что-то зловещее, потусторонний маскарад. Нина Виноградова — законодательница моды, и своих учениц многому научила. Из под их рук выходят такие украшения, такие воротники и броши, что хоть линию по их производству запускай. А Марина Курчевская в ночь перед открытием выставки сваляла из шерсти такой потрясающий наряд, что сама стала объектом внимания посетителей. Дочь режиссера анимационного кино Вадима Курчевского, ученица Татьяны Сельвинской и Ивана Иванова-Вано, она работала на мультфильмах «Снегурочка», «Он и она» по гоголевским «Старосветским помещикам», циклом по русской классике. Ради прелестной «Сказки про елочку» вместе с режиссером Марией Муат Марина неделю кружила по заснеженному Суздалю и фотографировала снег. Со стороны могло показаться странным, чего это взрослые дамы часами разглядывают белоснежные завалы. Теперь Курчевская увековечила мужа — поэта, сценариста и актера Вадима Жука, без которого анимационный мультфестиваль - не фестиваль. Он пишет блестящие репризы для всех анимационных праздников, а стараниями жены превратился в серию деревянных фигурок. В нарядной фиолетовой рубахе Жук тычет в экран планшета, закусывает за круглым столом, а перед ним распласталась на газете зеленая красавица-рыба. При полном параде, в деловом костюме отправлен он баню, где на лавке возлежит жена Марина. Надо только отхлестать ее ароматным веником. Но не Жуком единым жива коллекция Курчевской. Есть в ней «Испанские страсти» - горячий национальный танец под головой быка, «Подглядывающий» за кустодиевской барышней, «Человек, который умел летать». Все это можно потрогать, и тогда фигурки придут в движение, заскрипят шарнирами. Вот такую живую выставку придумали ее авторы, и совсем отказаться от анимационных навыков им не удалось. Сразу видно, откуда ноги растут.

Поэта и сценариста Жука отправили в баню
© Московский Комсомолец