"Мамаша Кураж" от "Мастерской Петра Фоменко"
Постановка довольно сильно видоизменила брехтовский текст. Действие разыгрывается на старой камерной сцене, актеров всего 9 человек. Ничто, казалось бы, не напоминает нам о присутствии войны. Действие перенесено в безвременное пространство, в котором угадываются и черты современности, и тяжёлых для России 90-х. О подвиге сына Мамаша Кураж узнаёт по телевизору. Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ В спектакле звучит музыка немецкого композитора Пауля Дессау, который по сюжетам произведений Брехта писал даже оперы. Так брехтовские зонги становятся песнями на христианскую и ветхозаветную тематику, а иногда в них появляются и "полублатные" мотивы. Сразу вспоминается фраза из песни, очень близкой этой атмосфере: "Война ‒ это то, что весело". И, в общем, спектакль почти об этом. Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ У войны множество разных лиц. На фронте, в тылу, в оккупации. Герои, трусы, дезертиры, предатели, голод, расставания и смерть. Мамаша Кураж полноценно не подходит ни под одну из этих категорий, но она ‒ это тоже лицо войны. Ведь Мамаша Кураж не хочет, чтобы когда-нибудь наступал мир. Она наживается за счёт войны, жиреет, питается ею. Она настолько опьянена своим головокружительным успехом, что её "продажная" душонка даже за родного сына торгуется. И делает это с какой-то болезненной страстностью. Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ На сцене нет баталий, схваток, ужаса предстоящего боя. А, между тем, семью Анны Фирлинг (таково настоящее имя Мамаши Кураж) нельзя обвинить в том, что она далека от войны. Наоборот, несмотря на все запреты матери, оба сына, каждый по мере своих возможностей и способностей, оказываются вовлечены в войну. Старший, сын солдата, Эйлиф (Дмитрий Рудков), уходит на поле боя и становится героем. Средний, Швейцеркас (Николай Орловский), отличаясь умом и честностью, служит казначеем Финского полка. Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ Но и герой, совершивший подвиг, тоже оказывается приговорённым к смерти. Война не смогла его отпустить, "провернуть" своё геройство в мирное время ‒ это противозаконно. В конце концов, Эйлифа казнят. Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ Война покалечила всех. Трагедия немой дочери Катрин в исполнении Ирины Горбачёвой ‒ трагедия несостоявшейся жизни. Во втором действии мы видим её сны. Сны о простом женском счастье, которое, увы, ей никогда не суждено испытать: неродившийся ребёнок и бравый ухажёр на белом коне. Катрин погибает в совершенно отчаянной и самоотверженной попытке спасти жителей от нападения. Она, пожалуй, самая рассудительная и человечная в этой пьесе, но героиня нема. Как выдержать такое напряжение, когда даже зрителю хочется кричать? Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ Сама Мамаша Кураж, ее играет Полина Кутепова, тем отвратительнее, чем дальше мы следим за её судьбой. Фирлинг ‒ женщина деловая, хваткая и беспринципная. Она настоящая азартная торгашка. Для неё нет ничего святого. Полковой священник говорит ей: "Вы гиена, которая рыщет по полю боя!" Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ Когда приходит долгожданный мир, и об этом объявляют в рупоры, Кураж отмахивается и отплёвывается от этого ненавистного слова как от чего-то надоедливого. Она понятия не имеет, что делать, когда нет войны, которая приносила ей доход. Но прибыль – здесь только видимость. Война имеет только одно неизменное свойство ‒ забирать. У всех троих детей Фирлинг она отняла жизнь, а в итоге разорила и саму Мамашу. Фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/ Спектакль ходит по грани, но балансирует. "Осовременивание" прошло безболезненно. Сплетение трёх временных измерений отдаёт ещё большей болью, когда понимаешь, что слишком часто и для многих война становится нормой.