Войти в почту

«Сдвиг» к перформансу

В центре Северной столицы, на Гражданской улице, появилась площадка «Сдвиг», ориентированная на бесплатный показ перфомансов. Помимо демонстрации уже состоявшихся явлений этого жанра организаторы планируют обучать всех желающих искусству работы с телом и смыслами. «Перерезать ленточку» новой площадки пригласили швейцарца Яна Маруссича. Акционист известен публичными экспериментами по испытанию своего тела: он эффектно истекал синим потом, предварительно приняв краситель, то три дня пребывал в стеклянном «ящике» с муравьями. Но исполненный на открытии «Сдвига» перфоманс «Бриз в ванной» (премьера в России), пожалуй, стоит признать одной из самых экстремальных его работ. Пустое пространство, голые стены. Зрители стоят вокруг ванны, до краев наполненной битым стеклом. Из осколков торчит рука. Пробираясь на ощупь, она берет стекло и бросает об пол то с меньшей, то с большей силой. Саспенс добавляют тревожные звуки, извлекаемые сценическим партнером Маруссича — исполнителем на контрабасовом кларнете. Действо длится около часа, и ближе к финалу — когда большая часть стекла оказывается на полу — перед взором зрителей предстает мужчина лет 50, отрешенно смотрящий перед собой. В завершение перфоманса он встает во весь рост и давит босыми ногами оставшееся в ванной стекло, которое трескается с характерным звуком. При этом на теле артиста — лишь несколько кровоподтеков. — Я начинаю готовиться к этому перфомансу за шесть часов до начала, — рассказал «Известиям» после представления Ян Маруссич. — Я не смог бы проделать все, что вы увидели, без медитации, йоги и владения техниками дыхания. Я занимаюсь этим более 30 лет. Сейчас, когда достигнут определенный уровень, упражняться нужно меньше, а в начале пути я ежедневно тратил очень много времени. Планы организаторов вызывают интерес: в апреле приедет с перфомансом эпатажный Иво Димчев, один из самых известных в Европе исполнителей; среди потенциальных гостей называют также Анну Абалихину и Ноу Дзук. — Мы хотим изменить сложившуюся ситуацию, в которой перформанс в Петербурге вызывает лишь случайный, нерегулярный интерес, — объяснил «Известиям» Александр Кондратенко, основатель «Сдвига». — На нашей площадке будут проходить представления, вход на которые, как в случае с Яном Маруссичем, мы хотим сделать бесплатным — благодаря фондам. Но также планируется и платная образовательная программа, нацеленная на перформативные практики и учитывающая, что граница между перфомансом, современным танцем, импровизацией размыта. Только что стартовал рассчитанный на четыре месяца курс «Тело импровизации», а в середине марта откроется двухмесячный Contemporary lab. Понятно, что в рамках этих циклов можно понять лишь самые основы перформанса. Поиск себя, своей техники, своего почерка, как в случае с Маруссичем, — вопрос многолетних штудий и постижения собственных внутренних резервов. Приезды таких именитых гостей, как Иво Димчев, скорее всего, станут яркой вспышкой в «образовательной повседневности». Но поскольку зал совсем небольшой — он вмещает около полусотни зрителей, есть сомнения, что обычные горожане, не обучающиеся на курсах, смогут без проблем попасть на бесплатное представление. Так что пока противоречие между сугубо камерным форматом площадки и декларируемой просветительской миссией очевидно.

«Сдвиг» к перформансу
© Известия