Его величество Этикет…
Знаете, что общего у людей, которые интересуются правилами хороших манер? За несколько лет преподавательской деятельности я заметила одну особенность: они интуитивно многое делают так, как нам диктует этикет. Держат чайную чашку за ручку двумя пальцами, а остальными тремя придерживают её (ручку) снизу. Они, простите, не сморкаются в присутствии людей. Понимают, когда и в какой ситуации должны первыми войти в лифт. И главное, чувствуют, почему это нужно делать так, а не иначе... Они не читали книг по этикету, не посещали специализированных семинаров или мастер-классов - это знание идет у них изнутри. Возможно, привили родители, а возможно - врожденное чувство такта. Не могу сказать, что таких большинство. Иначе, наверно, фраза «вежливость стала такой редкостью, что некоторые принимают её за флирт» не была бы сейчас столь популярной. Хотя, чего скрывать, у нашего народа непростая история, ведь так? И "хорошие манеры трудно сохранить в бедности», как сказала американская писательница Лилиан Хеллман. И это нас немного оправдывает. Революция 1917 года уничтожила аристократию. А во все времена именно аристократы задавали «bon ton». Где-то читала, что большевики любили говорить: «чай не графья, и так сойдет!». Власть сменилась, но кульбита не произошло. Тенденция оказалась прочной. Держится по сей день. Куртуазность и учтивость не вошли в список самых необходимых качеств современного человека. Теперь запросто увидеть, как молодой мужчина в метро засыпает в момент, когда бабушка заходит в вагон. И мы боимся сделать ему замечание. А ведь галантным можно стать хотя бы просто усвоив азы. Называйте, как хотите! Азбукой, букварем этикета. Без этих знаний учиться есть улиток эскарго - какой смысл? Эти базовые знания мы называем «кодексом благородного человека». О чём он? О том, что к людям лучше обращаться по имени. Психологами давно доказано: самый приятный звук для человека - звук его имени. Забыли, как зовут собеседника? Извинитесь и переспросите. Но не стоит этого делать более двух раз. Заранее смотрите на человека (на всех людей) с интересом и уважением. Работает принцип «презумпции невиновности». Раз мы не знаем о человеке дурного, значит он достоин пиетета. Не додумывайте. Ни у кого из нас нет машинки для чтения чужих мыслей. Если что-то непонятно или настораживает, задайте вопрос и уточните. Не переусердствуйте с извинениями. Никогда не надо всё объяснять. Это никому не интересно. Коротко, чётко, по существу. Помните историю про чиновника Червякова у Чехова? Так вот, это плохой пример. Не критикуйте и не оценивайте. Оценка видна во взгляде. Она помешает вам наладить контакт. Критиковать могут только учителя, врачи, психологи… Правда есть четыре пункта, которые и для них являются табу: рост, пол, сексуальная ориентация и расовая принадлежность. Ни при каких обстоятельствах эти параметры нельзя осуждать. Почему? Потому что человек не может их изменить, если и хотел бы. Откажитесь от «словаря» жертвы. «Ужасная сегодня погода..», «Боже, как надоела зима..», «Опять налоги повысили..», - подобными жалобами мы производим впечатление не очень умного человека. Разве перед вами стоит такая цель? Не говорите за спиной того, чего не сказали бы в лицо. Попросту говоря - не сплетничайте. Похоже на мистику, но почти всегда сказанные слова «доходят» до того, кого обсуждали. И последнее. Не допускайте ложного джентльменства. Многие считают, что следовать правилам этикета - значит делать что-то хорошее для других, ущемляя себя. Это заблуждение. Если вы чувствуете, например, что гость в вашем кабинете засиделся, вы имеете полное право встать и сказать, что вы были очень рады встрече, и направляясь к двери, вежливо попрощаться. Его величество Этикет запрещает поступать в ущерб себе! Автор — международный эксперт по протоколу и этикету