Сергей Прокофьев. Дневник. 1907–1933. В 3-х тт.
Открывшиеся архивы Сергея Прокофьева позволили издать не только его музыкальные сочинения, но и автобиографические заметки, рассказы и дневниковые записи. Трехтомное издание содержит новые иллюстрации, многие из которых печатаются впервые, а также аннотированные указатель имён и названий и указатель музыкальных сочинений и замыслов Прокофьева. ... не спалось, мне стало казаться, что после смерти все же крайне неприятно быть заколоченным в гроб и отправленным под землю. Но быть сожженным тоже досадно, и крайне глупо стоять в баночке в виде пепла. Я решил, что завещаю мой скелет в музей, дабы меня там поставили под стекло. У ног будет надпись: “Друзья, мне приятно, что вы здесь”. Сергей Прокофьев "Дневник Прокофьева — уникальное произведение, которое имеет полное право получить свой номер опуса в его каталоге. Прокофьев жил в эпоху, богатую значительными событиями в истории России и всего мира; время бурного развития культуры, значительных событий. Люди, с которыми сводила его судьба с самого детства, в свою очередь были неординарны и оставили свой след на Земле. Писать дневник он начал с юного возраста и поначалу в записях много внимания уделял мальчишеским интересам, но уже тогда стали появляться точные, порой далеко не лестные, характеристики встречавшихся ему людей, критические оценки происходившего вокруг в мельчайших деталях и всегда с исключительно собственной точкой зрения. Такое отношение к окружающему миру сохраняется на всем протяжении дневника с той только разницей, что с течением времени в нем все больше и больше внимания уделяется Музыке, главной спутнице, с которой отец не расставался ни при каких обстоятельствах всю свою жизнь". Святослав Прокофьев "На мой взгляд, его “Дневники” — ни в коей мере не исповедь и не самонаблюдение. Я думаю, он прекрасно сознавал, что происходит вокруг, с кем его сводит судьба и какова его собственная роль. Зафиксировать это было необходимо, хотя бы чтобы вспомнить потом". Сергей Св. Прокофьев Прокофьев принялся вести дневник (“пожалуй, что дневник”), когда ему было 16 лет. Закончил на 42-м году жизни. В промежутке вся юность и расцвет зрелости — аллегро и часть ларго, если переложить человеческую биографию на язык классической трехчастной симфонии. Как бы ни было жаль, что дневник обрывается в 1933 году, главное — экспозиция и разработка характера — в нем есть. Отсутствует лишь ясность в отношении каденции. Да и это неспроста, видимо: прокофьевская эпоха — время неклассическое, однозначных исходов не знает. Наталия Осминская Впечатление от “Дневников” Сергея Прокофьева — одно из самых сильных за последнее десятилетие. Это, разумеется, связано с талантом Прокофьева как писателя, но также, и более всего, с тем, что он — человек совершенно феноменального энергетического заряда. Подобная энергетика, мастерски выраженная в литературном стиле, производит исключительно сильное впечатление. Так увлекательно следить за тем, как эта весьма необычная человеческая личность проходит жизненный путь, что, дочитав книгу, хочется тут же снова открыть ее на первой странице. Марина Рахманова Публикация Дневников Прокофьева — грандиозное событие. Мы должны быть признательны тем, кто сделал это возможным и тем самым раскрыл для нас жизнь одного из величайших композиторов двадцатого века. Мстислав Ростропович Этот человек видел мир иначе и иначе слышал его. Природа подарила ему иные основы и иные точки отсчета, чем подавляющему большинству других людей. Темные бездны реальности никогда не лишались в его представлении всепоглощающего солнца. Альфред Шнитке