Войти в почту

"Оскар" между двух официозов

Sputnik, Лев Рыжков Решительное "фе" Любопытный и значимый конфуз случился на вручении кинопремии "Оскар". Со сцены объявили победителя в номинации "Лучший фильм". Им стал киномюзикл "Ла-Ла Ленд", но на совсем короткий период времени. Отзвучали аплодисменты, прослезилась съемочная группа, как к микрофону вышел суровый такой дядька и объявил: "Это ошибка! Лучшим фильмом стал "Лунный свет"!" Актер Уоррен Битти тут же технично ушел от темы, заявив, что вообще – читал бумажку из конверта "Лучшая женская роль". И взятки гладки. Допустим, конечно, вероятность того, что в руки ведущего попал не тот конверт. Но в таком случае это – грубый ляп, свидетельствующий о непрофессионализме организаторов церемонии. Вы в это верите? Вот восемьдесят восемь раз проходила "оскаровская" церемония без сучка и задоринки, а на восемьдесят девятый – здрасьте-приехали? "Лунный свет" – это драма чернокожего гея из криминального квартала Майами. Сообщают, что не все "оскаровские" академики прониклись величием темы. Кто-то выступал и против. И в таком случае "ошибка" Уоррена Битти, объявлявшего победителя, могла быть демаршем. Что-то подобное когда-то устроил автор "Таинственной страсти" Василий Аксенов, когда возглавлял жюри премии "Русский букер". Он не был согласен с решением жюри, присудившего приз некоему откровенно слабому роману. Поэтому он просто не вышел объявлять победителя. Примерно та же ситуация могла повториться и на "Оскаре". Мол, ничего поделать не могу, но решительное "фе" выскажу! В таком случае Уоррен Битти – очень честный и мужественный человек, поднявший голос против системы. Но может быть и так, что решение переменили в последний момент. Что появился какой-то довод в пользу того, чтобы присудить награду именно фильму про страдания меньшинств. Фига в кармане В общем, версию об ошибке – отметаем. Не могло ее быть. А был – правильно! – стихийный протест голливудских кинодеятелей против нового официоза. Был трюк, освоенный советскими людьми искусства в семидесятые-восьмидесятые годы, под названием "фига в кармане". Вот я улыбаюсь, со всеми соглашаюсь, славу партии пою, а сам что-то другое имею в виду! Братья Стругацкие, Марк Захаров, Эльдар Рязанов – да много было фигокрутов-виртуозов. И вот теперь эта наука пришла и на голливудские холмы. Упрекать ли голливудских авторитетов в лицемерии и двойной игре? Нет! Да и зачем? Они четко и понятно донесли свой мессидж до публики. Не нравится им новый официоз! Как кинематографистов позднего СССР корчило от заказной ленинианы, от необходимости освещать великие стройки и решения съездов, так и мастеров лучшей в мире фабрики грез – коробит, с души воротит. К тому же и официоз этот – недолгий. Есть вероятность, что с приходом Трампа тема страдающих меньшинств уйдет из ведомостей госзаказа в раздел домашнего порно, где ей, собственно, самое и место. Во всяком случае, мастера голливудских искусств подталкивают ее туда, своими фигами в карманах дорогих костюмов, придавая ей движение. Искусство нравиться всем Пробежимся по другим лауреатам. Статуэтка за лучшую мужскую роль досталась Кейси Аффлеку – брату знаменитого Бена. Высокой оценки удостоился образ сантехника Ли из драмы Кеннета Лонергана "Манчестер у моря". Что тут можно сказать? На самом деле Кейси, брат Бена, не проявил каких-то чудес актерской игры, сыграв дураковатого неудачника на минимуме мимики, жеста и прочих актерских ухищрений. Собственно, это и было нужно. Вот за то, что брат звездного Бена не стал включать "актер актерыча", приз и дали. Но, в принципе, сам "Манчестер…" — фильм любопытный. И лишний зритель ему не помешает. Лучшая женская роль у Эммы Стоун, звезды "Ла-Ла Ленда". Эмма – невероятно очаровательна. Именно она, как мне кажется, и вытянула киномюзикл к вершинам, силой своей харизмы и невероятным очарованием. Не будь ее, "Ла-Ла Ленд" потерялся бы и скис. В отрыве от нее ничего не стоят ни хваленый Райан Гослинг, ни весь актерский ансамбль, ни, посмотрим правде в глаза, песенки. Лучшим режиссером признали 32-летнего постановщика того же "Ла-Ла Ленда" Дэмьена Шаззела. Особых кинозаслуг за молодым да ранним не числится. Никаких новых канонов он не создал. Просто удачно оживил старые. И при этом сумел всем понравиться. За то, очевидно и дали. Иранский фильм "Коммивояжер" получил награду как иностранный лучший фильм. Понятно, что сделано это вопреки американским декларациям Дональда Трампа, которому во время церемонии в прямом эфире отправлялись откровенно глумливые послания в Твиттер. Итожа, можно сказать, что Голливуд – все-таки жизнеспособная система, нацеленная на развитие, на реализацию творческих потенциалов многочисленных талантов. Но сейчас она оказалась между двух официозов, как между молотом и наковальней. С одной стороны – это новый "меньшинственный" официоз. С другой – сверхновый, трамповский, еще не успевший оформиться, но уже порицаемый. И хорошо бы, чтобы эта энергия протеста порождала новые фильмы, которые можно смотреть без стыда и с удовольствием.

"Оскар" между двух официозов
© Sputnik Абхазия