В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Академия для героев. Как протекала жизнь в Первом кадетском корпусе

В конце 1731 года дворец на Васильевском острове, некогда принадлежавший светлейшему князю Александру Меньшикову, стал местом притяжения десятков молодых дворян. Юноши прибывали в в сопровождении крепостных и охотничьих собак. За ними следовали повозки с продовольствием и вещами, которые нужны отпрыскам благородных семей для жизни в столице. Этим молодым людям выпала честь стать первыми учениками так называемой «Рыцарской Академии», получившей 1 марта 1801 года название «Первый кадетский корпус».

Академия для героев. Как протекала жизнь в Первом кадетском корпусе
Фото: АиФ Санкт-ПетербургАиФ Санкт-Петербург

Старт классным занятиям для 56 учеников был дан в феврале 1732 года. Уже к июню число слушателей возросло почти в 6 раз - до 352 кадетов. Так началась история легендарного военного заведения, образование в котором получили люди, менявшие жизнь Российской Империи.

Видео дня

Проект сподвижника Петра

К 30-м годам XVIII века корпуса, где готовили будущих героев войны, уже действовали в и Берлине. По мнению историков, создать аналог подобных военно-учебных заведений было велено еще во времена Петра Первого его ближайшему сподвижнику и любимцу , первому в русской истории генерал-прокурору. Но воплотить проект в жизнь удалось только спустя несколько лет после смерти царя- реформатора, во времена правления императрицы Анны Иоанновны. В июле 1731 года она подписала указ об учреждении в Петербурге «Корпуса Кадетов», после которого был брошен клич российским и остзейским дворянам с предложением прислать в город на Неве своих сыновей, чтобы те могли получить соответствующее военное образование.

Под корпуса были отданы владения «птенца гнезда Петрова» , который в 1727 году был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов.

Первые годы помимо точных дисциплин, таких как история, география, фортификация, фехтование и верховая езда, кадетам преподавали уроки морали, иностранные языки и «ораторию». В шляхетском кадетском корпусе было образовано Общество любителей русской словесности, в составе которого был , окончивший корпус в 1740 году. Помимо этого, в корпусе действовал свой театр, в котором учился один из основателей первого русского профессионального театра - .

Царившая в заведении строгая дисциплина, а также необходимость буквально зазубривать большой объем информации, порой не нравилась молодым дворянам. Сохранилась история, что не все из первого набора учеников смогли выдержать такие испытания. Некоторые были выдворены из-за неуспеваемости, а кто-то покидал стены корпуса по собственной воле, объясняя своё решение тем, что некоторым из них уже исполнилось восемнадцать лет и «за возрастными летами постичь науку очень сложно». В итоге в июне 1734 года выпуститься смогли 11 человек, которые были торжественно произведены в прапорщики.

Коренные изменения в жизни заведения произошли во времена правления Екатерины Великой. Императрица, увлеченная идеями Просвещения, мечтала о создании «новой породы людей», блестяще образованных и гуманных, которые могли бы стать достойными представителями обновленной . Ее единомышленником в этом вопросе был , один из самых образованных и влиятельных государственных деятелей. Он был внебрачным сыном последнего в русской истории боярина – Ивана Юрьевича Трубецкого, соратника Петра I. Когда Екатерина II пришла к власти, она приблизила его к себе.

Несмотря на то, что он стал личным секретарем императрицы, Иван Иванович не вмешивался в политические дела и старался обходить стороной дворцовые интриги. Сферой его интересов было воспитание и образование подрастающего поколения, которым с детства прививали опрятность, трудолюбие, учтивость и сострадание к ближнему. Пользуясь доверием императрицы, Бецкой фактически сосредоточил в своих руках управление всеми учебными и воспитательными заведениями.

Когда Бецкой возглавил это учебное заведенеи, он составил «Устав Сухопутного шляхетского кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества», который коренным образом изменил жизнь и обучение кадетов.

При нем великовозрастным детинам уже нельзя было попасть в классы: принимались в кадеты только дети 5-6 лет, обучение которых длилось до 20-летия. В те годы было введено деление на пять возрастов. Дети так называемого первого возраста находились под присмотром надзирательниц, дальше за детьми следили гувернёры-мужчины, «долженствовавшие обходиться с детьми сурово». Третий возраст по методам воспитания мало чем отличался от предыдущего, но в четвёртом возрасте кадеты находились под началом офицеров, которые были обязаны общаться с воспитанниками твёрдо, но не внушая страха. В появившемся после 1766 года пятом классе, в котором находились юноши от 18 до 21 года, повторяли то, чему обучали в четвёртом возрасте, тем самым отшлифовывая знания.

Существовал также и внутренний распорядок жизни кадетов, в котором прописывался режим дня учеников и правила гигиены. Так, к примеру, в нем указывалось, что юноши должны «содержать ноги в чистоте и носки менять как можно чаще». Белье рекомендовалось менять не менее одного раза в неделю, а поход в баню осуществлять 2 раза в месяц.

Утром кадет должен был «убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться, затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру».

По уставу Бецкого корпус прожил почти 35 лет. Лишь во времена Павла I в умы государственных деятелей закрались сомнения, не является ли такие правила и условия жизни благодатной почвой для вольнодумства. В итоге была проведена коренная реформа, в ходе которой ставка была сделана на твердую воинскую дисциплину и строевую подготовку. Во главе корпуса стал Михаил Голенищев-Кутузов, будущий главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.

Во время его директорства вместо деления на возрасты были введены роты: четыре мушкетёрские и одна гренадерская. Были введены занятия по тактике и военной истории, которые проводились не только с воспитанниками, но и с офицерами.

I Марта 1801 года корпус получил наименование «Первого Кадетского Корпуса» в отличие от такого же Второго, переименованного из основанного в 1762 году Артиллерийского и Инженерного Шляхетного кадетского корпуса.

Среди выпускников корпуса были: создатель репертуара первого русского театра Александр Петрович Сумароков, поэт, участник декабристских обществ Фёдор Николаевич Глинка, русский поэт, автор эпической поэмы «Россиада» , общественный деятель, декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев, генерал-аншеф екатерининской эпохи Михаил Васильевич Каховский и многие другие достойные личности российской истории. Посещал занятия в корпусе и .