Академия для героев. Как протекала жизнь в Первом кадетском корпусе

В конце 1731 года дворец на Васильевском острове, некогда принадлежавший светлейшему князю Александру Меньшикову, стал местом притяжения десятков молодых дворян. Юноши прибывали в Петербург в сопровождении крепостных и охотничьих собак. За ними следовали повозки с продовольствием и вещами, которые нужны отпрыскам благородных семей для жизни в столице. Этим молодым людям выпала честь стать первыми учениками так называемой «Рыцарской Академии», получившей 1 марта 1801 года название «Первый кадетский корпус». Старт классным занятиям для 56 учеников был дан в феврале 1732 года. Уже к июню число слушателей возросло почти в 6 раз - до 352 кадетов. Так началась история легендарного военного заведения, образование в котором получили люди, менявшие жизнь Российской Империи. Проект сподвижника Петра К 30-м годам XVIII века корпуса, где готовили будущих героев войны, уже действовали в Копенгагене и Берлине. По мнению историков, создать аналог подобных военно-учебных заведений было велено еще во времена Петра Первого его ближайшему сподвижнику и любимцу Павлу Ягужинскому, первому в русской истории генерал-прокурору. Но воплотить проект в жизнь удалось только спустя несколько лет после смерти царя- реформатора, во времена правления императрицы Анны Иоанновны. В июле 1731 года она подписала указ об учреждении в Петербурге «Корпуса Кадетов», после которого был брошен клич российским и остзейским дворянам с предложением прислать в город на Неве своих сыновей, чтобы те могли получить соответствующее военное образование. Под корпуса были отданы владения «птенца гнезда Петрова» Александра Меншикова, который в 1727 году был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Первые годы помимо точных дисциплин, таких как история, география, фортификация, фехтование и верховая езда, кадетам преподавали уроки морали, иностранные языки и «ораторию». В шляхетском кадетском корпусе было образовано Общество любителей русской словесности, в составе которого был Александр Сумароков, окончивший корпус в 1740 году. Помимо этого, в корпусе действовал свой театр, в котором учился один из основателей первого русского профессионального театра - Фёдор Волков. Царившая в заведении строгая дисциплина, а также необходимость буквально зазубривать большой объем информации, порой не нравилась молодым дворянам. Сохранилась история, что не все из первого набора учеников смогли выдержать такие испытания. Некоторые были выдворены из-за неуспеваемости, а кто-то покидал стены корпуса по собственной воле, объясняя своё решение тем, что некоторым из них уже исполнилось восемнадцать лет и «за возрастными летами постичь науку очень сложно». В итоге в июне 1734 года выпуститься смогли 11 человек, которые были торжественно произведены в прапорщики. Коренные изменения в жизни заведения произошли во времена правления Екатерины Великой. Императрица, увлеченная идеями Просвещения, мечтала о создании «новой породы людей», блестяще образованных и гуманных, которые могли бы стать достойными представителями обновленной России. Ее единомышленником в этом вопросе был Иван Иванович Бецкой, один из самых образованных и влиятельных государственных деятелей. Он был внебрачным сыном последнего в русской истории боярина – Ивана Юрьевича Трубецкого, соратника Петра I. Когда Екатерина II пришла к власти, она приблизила его к себе. Несмотря на то, что он стал личным секретарем императрицы, Иван Иванович не вмешивался в политические дела и старался обходить стороной дворцовые интриги. Сферой его интересов было воспитание и образование подрастающего поколения, которым с детства прививали опрятность, трудолюбие, учтивость и сострадание к ближнему. Пользуясь доверием императрицы, Бецкой фактически сосредоточил в своих руках управление всеми учебными и воспитательными заведениями. Когда Бецкой возглавил это учебное заведенеи, он составил «Устав Сухопутного шляхетского кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества», который коренным образом изменил жизнь и обучение кадетов. При нем великовозрастным детинам уже нельзя было попасть в классы: принимались в кадеты только дети 5-6 лет, обучение которых длилось до 20-летия. В те годы было введено деление на пять возрастов. Дети так называемого первого возраста находились под присмотром надзирательниц, дальше за детьми следили гувернёры-мужчины, «долженствовавшие обходиться с детьми сурово». Третий возраст по методам воспитания мало чем отличался от предыдущего, но в четвёртом возрасте кадеты находились под началом офицеров, которые были обязаны общаться с воспитанниками твёрдо, но не внушая страха. В появившемся после 1766 года пятом классе, в котором находились юноши от 18 до 21 года, повторяли то, чему обучали в четвёртом возрасте, тем самым отшлифовывая знания. Существовал также и внутренний распорядок жизни кадетов, в котором прописывался режим дня учеников и правила гигиены. Так, к примеру, в нем указывалось, что юноши должны «содержать ноги в чистоте и носки менять как можно чаще». Белье рекомендовалось менять не менее одного раза в неделю, а поход в баню осуществлять 2 раза в месяц. Утром кадет должен был «убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться, затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру». По уставу Бецкого корпус прожил почти 35 лет. Лишь во времена Павла I в умы государственных деятелей закрались сомнения, не является ли такие правила и условия жизни благодатной почвой для вольнодумства. В итоге была проведена коренная реформа, в ходе которой ставка была сделана на твердую воинскую дисциплину и строевую подготовку. Во главе корпуса стал Михаил Голенищев-Кутузов, будущий главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Во время его директорства вместо деления на возрасты были введены роты: четыре мушкетёрские и одна гренадерская. Были введены занятия по тактике и военной истории, которые проводились не только с воспитанниками, но и с офицерами. I Марта 1801 года корпус получил наименование «Первого Кадетского Корпуса» в отличие от такого же Второго, переименованного из основанного в 1762 году Артиллерийского и Инженерного Шляхетного кадетского корпуса. Среди выпускников корпуса были: создатель репертуара первого русского театра Александр Петрович Сумароков, поэт, участник декабристских обществ Фёдор Николаевич Глинка, русский поэт, автор эпической поэмы «Россиада» Михаил Матвеевич Херасков, общественный деятель, декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев, генерал-аншеф екатерининской эпохи Михаил Васильевич Каховский и многие другие достойные личности российской истории. Посещал занятия в корпусе и Александр Васильевич Суворов.

Академия для героев. Как протекала жизнь в Первом кадетском корпусе
© АиФ Санкт-Петербург