Омский зритель решит судьбу «Пьяных». Эксперимент в Пятом театре
Популярную пьесу Ивана Вырыпаева «Пьяные» в формате эскиза поставил петербургский режиссёр Семён Серзин. Этот показ стал открывающим в череде подобных постановок, которые анонсировал художественный руководитель театра Никита Гриншпун. В формате лаборатории, которая продлится целый год, на сцене Пятого театра молодые российские режиссёры покажут свои работы, объединенные жанром комедии. Пятый театр всегда выступал за эксперимент, чем и заслужил любовь омской молодёжи: на фестиваль «Молодые театры России» привозились самые смелые русские и европейские постановки, в театре осуществлялись первые омские постановки флагманов европейской драматургии нулевых Мартина МакДонаха и Эрика-Эммануэля Шмитта. Перчёные словечки В сотрудничестве с Олегом Лоевским режиссёр и художественный руководитель театра Никита Гриншпун организовал масштабное мероприятие, развёрнутое лицом к зрителю: именно публике простоит решить, достоин ли спектакль-эскиз войти в репертуар. Открыл марафон современной режиссуры Семён Серзин, известный постановками в Этюд-Театре (Санкт-Петербург) и Театре им. Волкова (Ярославль). Спектакль, заявленный как эскиз, поставленный в сжатые сроки, приятно обманывает зрителей: все действующие лица встречают аудиторию, сидя на сцене в ряд, будто собираясь представлять не эскиз даже, а обычную читку. Но перед нами не читка, а собрание анонимных алкоголиков: «пьяные» знакомятся друг с другом. А дальше начинается не то их исповедь, не то воспоминания о пьяном угаре. Пьеса и язык драматурга Ивана Вырыпаева, основаны на постоянных рефренах, бесконечных повторениях фраз и мыслей, которые, как мантра, убаюкивают и погружают аудиторию в некий философский сон. «Пьяные» - комедия весьма своеобразная: рассуждения о «шёпоте господа в твоем сердце» могут вызвать смех своими бесконечными повторами, а могут заставить и впрямь поверить в то, что «через пьяных с нами говорит бог». Вырыпаев пишет не о каком-то конкретном боге, христианском или мусульманском, а о части божественного замысла в каждом из людей. Пьеса приправлена щепоткой перчёных обсценных словечек, которые, надо заметить, не являются матом ради мата. Серзин ставит «Пьяных» про молодых и для молодых. Возрастные герои пьесы становятся рядом с тридцатилетними действующими лицами, алкоголь уравнивает всех. Серзин придумывает несколько символов-провокаций: это и намёк на собрание анонимных алкоголиков, и ведущая, зачитывающая ремарки, и три актрисы, которые одновременно играют одного персонажа: у пьяной компании на мальчишнике троится в глазах и вместо одной проститутки Розы, они видят целое трио «одинаковых с лица» девушек, подающих фразу в три голоса. Спекталь большой формы Формат эскиза подразумевает некоторую недоработанность, зритель ничуть не удивляется тому, что в руках у актёров то и дело оказывается текст с ролью, а ведущая подает реплики. Но и ведущая, и листочки с подсказками в «Пьяных» смотрятся не просто допущением жанра, а нарочитым художественным приемом, освежающим привычную подачу текста. За недолгий постановочный период режиссёру удалось поиграть и с изобразительными возможностями театра: примечательна сцена венчания у фонарного столба, который слит в некое абсурдистское целое с пьяной девушкой, готовой выйти за первого встречного. «Пьяные» выглядят полноценным спектаклем, который уже сейчас мог бы с успехом идти на сцене. У Пятого театра уже есть опыт постановки современной пьесы, завязанной на темах религии и щедро приправленной обсценной лексикой – это «Язычники» Анны Яблонской в постановке Алексея Погодаева. «Язычники» (уникальный пример текста, где каждое бранное слово художественно обоснованно) появлялись в афише редко и шли в формате камерной сцены. «Пьяные» же – определённо, спектакль большой формы с сильной режиссурой, актуальной для сегодняшнего молодого зрителя. Будет ли такой спектакль востребован – вопрос, который был вынесен на анонимное зрительское голосование. Так же, путём голосования, будет решена судьба других эскизных показов, которые в течение года покажет Пятый театр. Постановка, которая больше всего полюбится омичам, превратится в полноценный спектакль и займёт свое место в афише театра.