Самарскую "Леди Макбет Мценского уезда" сыграли на "Золотой Маске"
Самарский театр оперы и балета, в прошлом сезоне не только впервые в своей истории номинированный на премию, но и удостоенный чести открывать фестиваль, снова попал в номинанты с оперой. На премию выдвинут спектакль "Леди Макбет Мценского уезда", в частных номинациях соревноваться с конкурентами будут дирижер Александр Анисимов, режиссер Георгий Исаакян, артисты Ирина Крикунова с партией Екатерины Львовны Измайловой и Дмитрий Скориков (Борис Тимофеевич Измайлов). Конкурсный показ прошел на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко 22 февраля. "Хороший оперный режиссер видит произведение и его героев глазами композитора, потому что бороться с композитором — дело безнадежное, — рассказал перед показом режиссер самарского спектакля, худрук Московского детского музыкального театра им. Сац Георгий Исаакян. — Композитор — гений, он все равно выиграет. Мы смотрели на Катерину глазами Шостаковича, много шутили на тему того, как молодой композитор может быть настолько погружен в психологию женщины, так тонко ее знать, следовать за каждым движением ее души, за тем, как она манипулирует миром вокруг себя, трансформируется от ситуации к ситуации. Это само по себе интереснейшее явление в истории культуры". По словам Исаакяна, банальный вопрос, оправдывает он главную героиню или нет, неприменим к гениальному произведению. "С одной стороны это абсолютно криминальная, жуткая, душераздирающая история, с другой стороны — Шостакович написал один из самых прекрасных женских портретов в истории человечества", — считает режиссер. Прокомментировал режиссер и пресловутый вопрос про осовременивание спектаклей. "С одной стороны, как только ты не переносишь место и время действия, ты перестаешь быть нормальным режиссером, вокруг начинают говорить: "Господи боже мой, не мог перенести куда-нибудь?", — рассказывает Георгий Исаакян. — С другой стороны, когда ты переносишь, сразу же начинаются вопросы — "зачем перенес?", "сколько можно?", "когда же вы перестанете это делать?". Мне кажется, перенос времени и места — один из тысячи театральных приемов. То, что он почему-то стал сейчас определяющим — это маленькая беда сегодняшнего дня. Наверно, это, пройдет когда-нибудь, как ветрянка. Спектакль должен быть разным. Каждый раз, когда пытаешься открыть каким-то ключом партитуру, ты понимаешь, что вчерашний твой ключ устарел и надо искать этому казалось бы давно знакомому произведению новый. Ты заботишься не о том, чтобы твою фамилию запомнили, а скорее, чтобы зритель, как и ты, влюбился в эту музыку, в эту историю". На следующий день после успешного показа хор и солисты оперы выступили на Ленинградском вокзале в рамках программы "Маска в городе". Самарцы исполнили финал первого акта из оперы Россини "Севильский цирюльник", a capella хор "О Москве" из оперетты Шостаковича "Москва-Черемушки" и песню Исаака Дунаевского "Весна идет" из кинофильма "Весна".