Фестиваль ECOCUP: главные фильмы недели "зеленого" кино в Москве
Ежегодный международный фестиваль документального экологического кино ECOCUP стартует в Москве 24 февраля. Показы картин и серия мастер-классов будут проходить в столичном кинотеатре "Октябрь" и культурно-образовательном пространстве "Букводом". О том, какие фильмы представят на "зеленом" кинофестиваля, – читайте в материале ТАСС. Рожденные свободными Режиссер: Гаянэ Петросян Производство: Россия, Великобритания Фильм открытия фестиваля повествует о трех фридайверах – Юлии Петрик, Татьяны Белей и Гаянэ Петросян, – которые приоткрывают завесу океанариумов и дельфиньих шоу. В центре сюжета – история 18 белух, белых полярных китов, попавших из свободного плавания в прогретые солнцем цистерны на берегу Черного моря. Авторы картины, выступившие против индустрии вылова и продажи морских животных, на протяжении всего фильма через контраст воли и неволи доказывают: рожденные свободными должны такими и оставаться. Ранее лента была продемонстрирована на одном из главных фестивалей документального кино – Sheffield Doc/Fest и заслужила высокие оценки западных рецензентов. Отражение гор. Алтай Режиссер: Александра Марченко Производство: Россия, Франция Главные герои фильма – Айсулу, Леонид и Михаил – участвуют в программе, помогающей жителям уникального природного заповедника юга Сибири найти альтернативый браконьерству заработок. Каждый выбрал свое направление, куда он вкладывает силы. Айсулу возрождает традиции в настоящем времени, Леонид хранит и передает людям память о прошлом, Михаил отдает силы подрастающему поколению. Герои решаются отступить от привычного образа жизни. В степи, у рек или в лесу, они строят свою жизнь сами, находя ответы в отражении гор. 24 снега Режиссер: Михаил Барынин Производство: Россия Короткометражка российского режиссера-документалиста Михаила Барынина рассказывает о Сергее Лукине – коневоде, который большую часть года живет в тундре, ухаживая за табуном. Последние 24 года он живет своей работой он проводит вдали от деревни, встречаясь с семьей лишь несколько раз в году. Он чувствует себя чужаком в родном доме и практически теряет связь с семьей. Изнуряющий быт Севера заставляет его задуматься: кто он на самом деле. Помимо истории жизни Сергея удивительная операторская работа позволяет увидеть во всем великолепии Якутию, красочные ландшафты тундры и уникальных животных Республики Саха. В феврале "24 снега" уже был показан на Берлинском кинофестивале. В тени больших деревьев Режиссер: Вадим Витовцев Производство: Россия История семьи из племени пигмеев баака – самых маленьких людей на планете (их рост в среднем достигает лишь 140 сантиметров), живущих в Центральной Африке. Мать, отец и малыши ходят в набедренных повязках, поклоняются духам леса, танцуют под барабаны, едят лепешки из маниоки. Но в семье есть два сына-подростка, которые ведут себя плохо и современно: курят, носят джинсы и майки, старший постоянно слушает музыку из радиоприемника. Неожиданная драма разворачивается, когда отец посылает старшего сына в деревню за едой, а тот вместо этого покупает карту памяти для своего радио. Отец сокрушается – тем более что за излишнюю "цивилизованность" отпрыска его больше не уважают соплеменники. Но у племени Баака необычные отношения между старшим поколением и молодежью. Отец не заставляет сына жестко следовать обычаям и традициям, а считает, что его увлеченность радио просто пройдет, как нечто подростковое, как переходный возраст. Асфиксия Режиссер: Алессандра Анжели Производство: Италия Действие фильма разворачивается в ближайшем постапокалиптическом будущем, где все вынуждены ходить в кислородных масках. Эмили, Майкл, Коннор и их проводник, военный Иван, находят убежище в полуразрушенном мавзолее. Их ночной сон и воспоминания раскрывают, почему однажды им пришлось начать пользоваться кислородными баллонами и почему вынуждены бежать. Неизвестная форма загрязнения все усиливается, проникая в землю, воду и воздух. Фильм Аллесандры Анжели, молодой актрисы и режиссера из Италии, попал в программу Short Corner. На ECOCUP картину представит президент Международного фестиваля короткометражного кино в Монтекатини (MISFF) Марчелло Дзеппи, который специально для этого приедет в Москву. Век последствий Режиссер: Джарред П. Скотт Производство: США Пентагон уже несколько лет занимается изучением связи глобального изменения климата с войной в Сирии, деятельностью террористических групп в странах Африки, арабской весной и европейским кризисом беженцев. Он прорабатывает сценарии так называемых "каскадный бедствий": например, когда дефицит воды приводит к миграции населения, которая, в свою очередь, – к возникновению террористических групп. Режиссер Джарред П. Скотт показывает точку зрения на социальную напряженность со стороны тех, кого принято называть консерваторами, но ни минуты не сомневающихся в глобальном изменении климата. В поисках смысла Режиссеры: Натанаэль Костэ, Марк де ла Менардир Производство: Франция Два друга детства – топ-менеджер Уолл-стрит и режиссер-документалист – оставляют все, чтобы встретится с мыслителями трех континентов: Америки, Европы и Азии. В беседах с астрофизиками, йогами, молекулярными биологами, шаманами, городскими садовниками они хотят найти ответы о нашей жизни и нашей связи с планетой. Без поддержки крупных кинопрокатчиков фильм "В поисках смысла" во Франции посмотрело более 130 тыс. зрителей. Бабушки Чернобыля Режиссеры: Холли Моррис, Анне Богарт Производство: США Режиссер Холли Моррис работала над фильмом три года. Большая часть сложностей была связана не столько с радиацией, сколько с многочисленными процедурами, связанными с закрытой зоной рядом с Чернобылем. По словам Моррис, больше всего ее впечатлил настрой героинь ни при каких обстоятельствах не покидать родину, которая для них намного важнее, чем потенциальная опасность и риск одиночества. Бабушки понимают, что радиация создает угрозу их здоровью, но решили до конца своей жизни оставаться в месте, которое делает их счастливыми. Для многих принудительная эвакуация из Чернобыля оказалась слишком травмирующим психологическим опытом. Парадоксальным образом, статистика фиксирует, что продолжительность жизни тех, кто покинул зону отчуждения меньше, чем у тех, кто живет дома. Антрополог Режиссеры: Даниэль А. Миллер, Сет Краймер Производство: США В основе фильма параллельные истории двух женщин-антропологов: Маргарет Мид и Сюзи Егорова-Крейт. Первая популяризировала культурную антропологию в Америке, вторая изучает как глобальное изменение климата влияет на культуры малых народов. Историю Мид рассказывает закадровый голос ее дочери, Мэри Кэтрин Бейтсон. Исследования антрополога Сюзи Егорова-Крейт показаны через призму ее отношений с дочкой Кэти. Кэти взрослеет на глазах зрителя, с 13 до 18 лет. Режиссеры снимали ее все пять лет, что путешествовали с матерью, во многом показывая судьбу планеты и с точки зрения подростка. Так, фильм начинается в Якутии и продолжается в Кирибати, Чили и США. "Антрополог" был показан на Конференции ООН по изменению климата в Париже в декабре 2015 года. Матритицид Режиссер: Камаль Сохани Производство: Иран В мире есть лишь одна страна, чей показатель освоения собственных национальных водных ресурсов превысил 50% – это Иран, который застроил дамбами или сменил русла 97% своих рек. Это не могло не привести к последствиям. Сегодня в стране 70% водных ресурсов используется расточительно. А потому уже в ближайшем будущем иранцы могут начать покидать страну из-за банальной нехватки питьевой воды. Режиссер Камаль Сохани начинает с 50-х годов, когда Иран начал модернизацию сельского хозяйства с помощью США и плавно подводт зрителя к сегодняшнему дню. Но в фокусе оказывается не вода, а рядовые люди, на долю которых выпало жить на разломе эпох. В 2016 году фильм выиграл International Green Film Festival, который проходит в Тегеране. Охотники за медом Режиссер: Кристиан Матысек Производство: Польша Закрывать фестиваль ECOCUP будет польская работа "Охотники за медом", которая является обладателем премии "Золотая панда" (ее еще называют "Зеленым Оскаром"). Фильм рассказывает о пчелах с точки зрения людей и людях – с точки зрения пчел. Картина показывает, как рождаются эти насекомые, как рабочие пчелы заботятся о королеве-матке и как защищают улей от нежелательных вторжений – камера фиксирует все с максимальными подробностями. О пчелах в фильме также рассуждают городские и дикие пчеловоды со всего света. Несмотря на разность культур, все они уверены, что сегодня можно протянуть руку прошлому и помочь пчелам вернуться к сбалансированным отношениям с природой и современным человеком, ведь по разным оценкам, от опыления пчел зависит от 30% до 60 % мирового урожая.