Войти в почту

Ушёл из жизни Алексей Петренко, "актер актерыч" в лучшем понимании этого артистического термина. Абсолютно органичный, харизматичный, с бездонной энергетикой, он мог играть все - от комедии до драмы, от фарса до трагедии. Смело смешивал эти жанры и всегда выходил победителем. Про таких говорят - родился актёром, хотя путь Петренко в профессию легким не назовёшь. В Харьковский театральный институт уроженец Черниговщины поступал трижды. Первый раз получил двойку за диктант по русскому языку, второй - за сочинение на украинском. На третий в приемную комиссию пришёл набиравший курс замечательный педагог Трофим Ольховский и сказал: "Делайте, что хотите, но чтобы этот хлопец здесь учился". Петренко, до этого поработавший разнорабочим, кузнецом, матросом и много кем ещё, был принят. Что же касается знания русского и украинского, то сама жизнь поставила ему "пятерки". Когда Никита Михалков решил, что в его Киноакадемии должна "сиять и властвовать" русская речь, в педагоги он пригласил Петренко. А поклонники артиста, приходя на творческие вечера, всегда просили его спеть украинские песни. За будущее Украины он, кстати, был спокоен. На вопрос, чего ждать, на одной из встреч ответил так: "Знаю, что все это пройдет и все наладится, если Америка не сильно в это дело вмешается. Историю не изменить, она идет своим чередом". После института Петренко работал в театрах Запорожья и Жданова. Играл маленькие роли, а энергии, как он говорил позже, у него, здоровенного мужика, накопилось столько, что готов был взорваться. Выход бурлящему заряду дал Юрий Владимиров. Глава театра имени Ленсовета пригласил Петренко к себе. А вскоре, после спектакля "Укрощение строптивой", где партнершей актера была Алиса Фрейндлих, о рождении новой звезды заговорил театральный Ленинград. Свою первую роль в кино Петренко получил в "Агонии" Элема Климова - режиссера поразил его театральный Свидригайлов. Сыграв Гришку Распутина - а артист фактически определил взрывную тональность фильма - заявив о себе как мастере "сверхнапряжений" и полярных состояний. Начиная с этого момента, каждая его работа становится событием. Могучий российский император в "Сказе про то, как царь Петр арапа женил" Александра Митты, мудрый директор в школьной драме "Ключ без права передачи" Динары Асановой, хитроумный Кнуров в "Жестоком романсе" Эльдара Рязанова, безбашенный генерал в "Сибирском цирюльнике" Никиты Михалкова, отчаявшийся лётчик в "Двадцати днях без войны" Алексея Германа ... Плюс герои Тургенева и Вампилова, Гоголя и Чехова, десятки ролей, где дарование артиста развернулось во всю ширину и глубину его актерской и человеческой природы. Отдельная статья разговора об актера - его неповторимый голос. "Когда Алексей говорит - даже не на сцене, а просто так, - рассказывал драматург Виктор Славкин, - ты чувствуешь, чуть ли не слышишь, как у него внутри ворочаются валуны, что-то вроде идолов с острова Пасхи. А наружу к тебе вырываются только скупые отзвуки этого библейского гула, этой исполинской работы". Исполинство, страсть, размах - эти характеристики справедливо прикипели к Петренко. Он был большим - во всех смыслах - человеком, но умел "приглушать" свой объем, как в актерстве, так и жизни. В середине 1990-х жил затворником в подмосковной деревне. По праздникам пел на клиросе местной церкви, читал "Деяния святых апостолов". Вернувшись в Москву, сторонился светских раутов и киношных тусовок. На вопрос, что не нравится ему в людях, отвечал: любовь к деньгам, невнимание и лень. Сам он трудился всю жизнь. Говорил: "Если трудишь себя, обязательно придет то, что тебя вознаградит". При жизни у Петренко этих наград было в изобилии. Ну а после смерти осталась одна - благодарная любовь и память зрителей.