Войти в почту

Клуб людоведов и душелюбов с шестнадцатой полосы

Исполнилось 50 лет «Клубу «12 стульев» — знаменитой юмористической странице «Литературной газеты». На юбилейном вечере в Центральном доме работников искусств выступали Леон Измайлов, Марк Розовский, Владимир Вишневский, Андрей Кнышев. Многим из них шестнадцатая полоса «Литературки» дала путевку в большую сатиру.С 1967 года читатели начинали знакомство с очередным номером «Литературки» с последней полосы: материалы «Клуба «12 стульев» печатались на шестнадцатой странице. Главной фишкой (говоря современным языком) «Клуба» были пародии. Лучшей находкой стал образ Евгения Сазонова — «душелюба и людоведа». Из номера в номер годами печатались фрагменты из его «романа века «Бурный поток». Вроде этого: «Шли годы. Смеркалось. В дверь кто-то постучал. — Кто там? — спросила Анна радостно, не подозревая, что ее ждет впереди. — Откройте, — наконец донеслось до ее ушей. Кровь хлынула к лицу Анны. Воспоминания обо всей прожитой жизни молниеносно пронеслись в ее голове. — Теперь он мой! Мой! — хотелось ей крикнуть на весь троллейбус, чтобы весь мир, весь земной шар, все люди на свете услышали о ее огромной негасимой любви». Это издевка над типичным писателем-соцреалистом: зашкаливающий пафос, эпический замах, претензии на доскональное знание человеческих характеров. За советского Козьму Пруткова попеременно трудились Владлен Бахнов, Никита Богословский, Виталий Резников, Борис Брайнин. Вообще шестнадцатая полоса не знала недостатка в авторах: напечататься там почитал за честь любой советский юморист. Она прославила (или упрочила славу) Аркадия Арканова, Григория Горина, Анатолия Трушкина, Михаила Жванецкого, Михаила Задорнова. Профессор факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук Владимир Новиков в 1980-е годы публиковался на шестнадцатой полосе: изображал, как знаменитые литературоведы (Юрий Лотман, Михаил Бахтин, Виктор Шкловский) написали бы про «Красную Шапочку». А в серьезном научном исследовании «Книга о пародии» он посвятил несколько страниц «Клубу «12 стульев» и новым стандартам смешного, которые тот заложил в эпоху застоя. — Это было гармоничное сочетание сатиры (в допустимых пределах) и творческого юмора, — говорит Владимир Новиков. — На шестнадцатой полосе расцветала словесная игра, много удач было в миниатюрных жанрах («афоНАризмы»). Очень высокой была и культура иллюстрирования — шаржи и карикатуры Виталия Пескова, Игоря Макарова... Пародия из жанра, доступного только окололитературному кругу, превратилась в жанр народный. Интеллигентное остроумие шагнуло на эстраду — авторы «Клуба «12 стульев» собирали в провинции залы, какие не снились нынешним актерам из сериалов. Авторы «Клуба» «шагнули» не только на эстраду, но и на телеэкран: самая популярная советская развлекательная передача «Вокруг смеха», выходившая с 1978 по 1991 год, была совместным проектом телевидения и «Литературной газеты». У «Клуба» множество конкурентов — и юмористические телепередачи, которых пруд пруди, и всемирная сеть. Но «Литературка» продолжает вести юмористическую страницу, только номер у нее другой — то двадцатая, то двадцать четвертая, в зависимости от толщины выпуска. Нынешний «администратор» (так с самого начала договорились называть ведущего полосы) Сергей Сатин — уже восьмой по счету. «Вечерняя Москва» поздравляет коллег и желает и в следующие 50 лет высоко держать марку.

Клуб людоведов и душелюбов с шестнадцатой полосы
© Вечерняя Москва