В прокат вышла отличная российская кинокомедия
«Гуляй, Вася!» Россия, реж. Роман Каримов, в ролях: Ефим Петрунин, Софья Райзман, Любовь Аксёнова, Роман Курцын, Борис Дергачёв, Сергей Аброскин, Вера Кинчева, Александр Голубков, Светлана Степанковская. Страница режиссёра В Москве Митя собрался жениться на Алисе, но вот беда: в провинции у него уже есть законная половина Василиса, с которой они когда-то сошлись по молодости, но с тех пор уже года три как не вместе. Ничего пока не говоря новой невесте, молодой человек, не стеснённый в средствах, мчит к супруге, но та к разводу не готова, тем более что ей приснился вещий сон, предрекающий, что быть им по-прежнему вместе. По итогам переговоров Вася ставит несколько условий: показать ей невесту и устроить прощальную гулянку, на которой — в качестве равноценной замены — свести её с митиным другом. Сторонние наблюдатели при этом полагают, что Мите просто нужен нормальный юрист, тогда как сам он считает, что его бывшей требуется психиатр. Трейлер фильма «Гуляй, Вася!» Роман Каримов — это режиссёр, поставивший такие отличные лирические ромкомы как «Неадекватные люди» и «Всё и сразу». Если вы их пропустили, обязательно посмотрите при случае: при всём изобилии новых отечественных комедий эти — одни из лучших. Тут следует признать, что российская комедия последних лет — зрелище, к сожалению, постыдное. Собирая, как правило, неплохую кассу и, как минимум, отбивая затраченный на производство бюджет, комедии традиционно являются (не только, впрочем, у нас) самым популярным в народе жанром — на популярность которого, увы, мало влияет удручающая непритязательность выпускаемых порой фильмов. Привыкший к хорошему кино зритель может после самых «смешных» картин неделю плеваться (если вообще каким-то чудом попадёт на такой сеанс в кинотеатре), но раз публика в своей массе подобное смотрит («Жених», вот, обогнал по сборам «Ледокол» с «Дуэлянтом»), то принцип «пипл хавает» работает в этой светлой сфере на полную мощность. Исключений из общего правила, кажется, всего два — это познавший неимоверный успех Жора Крыжовников с его «Самым лучшим днём» и дилогией «Горько!» и куда более скромно принимаемый пока что Каримов (зато его дебютные «Неадекватные люди» с ходу взяли главный приз Выборгского кинофестиваля, обойдя — что на тот момент казалось невиданным чудом — «Кочегара» от самого Балабанова). И если первого справедливо называют «новым Гайдаем», то второго вполне можно сопоставить с Данелией. Разумеется, это весьма условное сравнение: молодым кинематографистам, ясное дело, расти и расти ещё до великих классиков. Но их творческие ориентиры очевидны. У одного во главе угла стоят эксцентрика и гэг, у другого при всём смехе обязательна сентиментальная линия. К ним бы теперь ещё нового Рязанова — и жанр вполне мог бы получить у нас совсем иное измерение. «Гуляй, Вася!», конечно, притворяется лихой разудалой комедией про распустившуюся молодёжь — но на деле куда интереснее и тоньше любой другой аналогичной поделки. Как минимум, это очень профессионально выполненная работа — с вменяемым сюжетом, отточенными репризами, остроумным монтажом, симпатичными молодыми актёрами. Режиссёр отчётливо понимает, чего хочет от них добиться (он требовал, например, перед съёмками внимательного изучения «Дома-2»), и прекрасно знает, как прийти к желанному результату. Да, здесь есть все атрибуты «неприличной комедии»: облава в публичном доме «Уголок охотника», «гейская» сцена в бане, заснувший мордой в салате напившийся персонаж (а ещё говорил: «Я свою норму знаю»…). Но это не более чем там «условность», в которой существуют по-своему очень симпатичные провинциальные персонажи («Как алкогольный магазин закрывается, все сразу спать ложатся») — а симпатичен тут даже бывший мент, который бьёт «бесконтактной техникой» так, что на жертве не остаётся ни одной царапины. Фрагмент из фильма «Гуляй, Вася!» Здесь всё подчинено нелепому подчас «стечению обстоятельств» и не сразу уловимым, но незыблемым правилам: «Отношения — это работа», а носки — куда лучше цветов. «Мне нужен мужик с деньгами и статусом», — отчаянно молится своим странным богам Василиса. «Мужиков надо воспитывать. Иначе они тебя потом воспитывать будут», — назидательно наставляет строгую Киру её подруга (и та слушается, не выпуская своего Пашу вечером из дома: «Тебе нужно пить травяной сбор!»). «За мужиков надо пить по-пацански», — то есть, стоя, — считает в свою очередь Макс, жених Аси, отдавший её «в аренду» Мите, когда тот попросил случайную встречную притвориться на время его невестой (потому как «Нет невесты — нет и развода»). Этот фильм рождён не посредством многочисленных компромиссов, как очень часто у нас на самом-то деле бывает, а взлелеян в любви и в нежности, в страстном желании не срубить по-лёгкому бабла, а сделать действительно что-то в своём роде замечательное. Мы смотрим на экран — и узнаём этих людей, и ощутимо представляем эти ситуации, и видим, что перед нами не пошлый анекдот и не карикатура, а живая байка, которую травит необыкновенно обаятельный рассказчик. Это очень искреннее кино — и потому очень смешное.