Расписание на 2 недели

17 февраля – 3 марта выставка Филипп Халсман. Прыжок Еврейский музей и центр толерантности 22 февраля -- 21 мая Полсотни снимков знаменитого американского фотографа Филиппа Халсмана (1906-1979), чья судьба куда интереснее искусства. 22-летний юноша оказался героем громкого процесса с антисемитским душком: обвиненный в убийстве отца, сорвавшегося в пропасть во время прогулки в Циллертальских Альпах, он был приговорен к десяти годам заключения и вызволен из тюрьмы благодаря заступничеству Эйнштейна, Фрейда, Фромма, Томаса Манна и других достойных людей. Сделав имя в Париже и перебравшись в Нью-Йорк вскоре после оккупации Франции (тут опять помог Эйнштейн), он сразу же начал работать в Life и стал корифеем портретной фотографии. Корифеем, изобретшим известный прием -- заставить модель подпрыгнуть. концерт A$AP Ant Клуб Fassbinder 18 февраля, 19.00 Группировка A$AP Mob -- флагманы новой волны гарлемского рэпа. У всех членов (а сколько их -- точно никому не известно) этой хип-хоп-"семьи", а именно так они себя называют, есть общая фамилия A$AP, которую многие расшифровывают как Always Strive And Prosper ("всегда добиваться и процветать"). К ней каждый участник прибавляет свое имя -- на этот раз в Москву едет музыкант A$AP Ant, не самый заметный участник формации, присоединившийся к "семье" в 2009 году, но уже успевший выступить на Coachella и сформировать свою базу поклонников. лекция Судьба «системы» Культурный центр «Хитровка» 18 февраля, 15.00 Есть исследователи, работа которых с годами становится такой же бесценной редкостью, как изучаемый ими предмет: Инна Соловьева, доктор искусствоведения, театральный критик, руководитель комиссии по наследию Станиславского и Немировича-Данченко -- как раз такой человек. К тому же она практически не выступает перед неспециализированной аудиторией -- и ее лекции в "Хитровке", кажется, вообще единственное исключение. Лекция "Судьба "системы"" завершает цикл "Станиславский. Система как свобода". Для кого и зачем Станиславский создавал "систему"? Как она использовалась и как служила делу? Каким образом была связана с "идеей МХТ" и в какие приключения попадала в XX веке? Дольше и последовательнее, чем Инна Соловьева, ответы на эти вопросы не искал никто. (Для тех, кто расстроен, что пропустил первые две лекции, у "Хитровки" есть видеозаписи.) выставка Мишель Сима. Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены Мультимедиа Арт Музей 17 февраля -- 9 мая Михал Смаевский (1912-1987), один из множества рожденных за чертой оседлости, что составили славу Парижской школы, взял звучный псевдоним Мишель Сима и собирался вписать его в историю скульптуры рядом с именами своих учителей, Цадкина и Бранкузи. Не вписал -- отчасти по причине слабости здоровья, подорванного в Аушвице,-- но сделался классиком жанра "портрет художника в мастерской". Пикассо, Брак, Кокто, Миро, Джакометти, Пикабиа -- он дружил со всеми, что видно по фотографиям его парижского "закулисья". фильм Карета в Вену Государственная Третьяковская галерея (Инженерный зал) 22 февраля, 19.00 Шедевр чешской новой волны снят режиссером Карелом Кахиней в 1966 году по сценарию одного из ключевых деятелей Пражской весны писателя Яна Прохазки. Действие фильма разворачивается в один из последних дней войны -- героиня везет в своей повозке двух немецких солдат к границе с Австрией. Финальная сцена с расправой над немцами вызвала неоднозначную реакцию в Чехии, отчасти подобную той, которую спровоцировала сцена с убийством коллаборанта советскими партизанами в скандальном фильме Сергея Лозницы "Счастье мое" 2010 года, с поправкой на то, что Кахиня призывает "милость к падшим", а Лозница, переворачивая традицию, стремится вызвать отвращение к победителям. Показ фильма открывает фестиваль "Оттепель: лицом к будущему", посвященный послевоенному кинематографу Европы и СССР. мультфильм Зверопой с 24 февраля Анимационный блокбастер студии Illumination, подарившей нам фильмы франшизы "Гадкий Я" и "Тайную жизнь домашних животных". В "Зверопое" животные в основном дикие, а кроме того, они все время поют (в саундтреке задействовано более 65 музыкальных композиций -- от кавер-версий Фрэнка Синатры и The Beatles до Леди Гаги и Канье Уэста). Сюжет вертится вокруг музыкального конкурса, за денежный приз в котором соревнуются слониха, мышь, горилла, свинья и дикобраз. Руководить этим поющим зоопарком продюсеры попросили британского режиссера Гарта Дженнингса, на счету которого киноверсия бестселлера Дугласа Адамса "Автостопом по Галактике" (2005) и хит "Сандэнса" "Сын Рэмбо" (2007), а также музыкальное видео для Radiohead, Blur, R.E.M. и других звезд англоязычного рока. фестиваль Опера априори Концертный зал им. П.И. Чайковского 27 февраля, 19.00 Фестиваль, благодаря которому в Москве можно было услышать таких оперных звезд, как Йонас Кауфман, Суми Чо и Рене Пепе, на этот раз открывается выступлением знаменитого контратенора Франко Фаджоли. Аргентинец с итальянскими корнями впервые приедет в Москву и представит свой новый альбом "Rossini". Прозвучат арии из опер Джоаккино Россини "Деметрий и Полибий", "Дева озера", "Семирамида", "Эдуардо и Кристина" и "Танкред". В рамках фестиваля запланировано еще два интересных концерта -- в конце марта и в конце апреля,-- на которых публику ждут мировые и российские премьеры. концерт Софи Эллис-Бекстор Yotaspace 3 марта, 20.00 Выпустив шестой альбом "Familia" в прошлом году, британская королева танцполов доказала, что из творческого кризиса, настигшего ее на середине поп-карьеры, она вышла победительницей. Судя по новым композициям, Софи продолжает заниматься самообновлением и предпочитает на этом этапе кинематографичные баллады о любви с пышными скрипками и хором дискотечным хитам. Достойная эволюция. фильм Тони Эрдманн с 23 февраля Лучший, по мнению критики, фильм Каннского конкурса 2016 года “Тони Эрдманн” Марен Аде — история о пожилом учителе музыки Винфриде, который одиноко живет в немецкой глубинке со своей старой собакой, подрабатывает проведением детских утренников и время от времени развлекается тем, что пугает родных и соседей вставной челюстью, перевоплощаясь в комического трикстера Тони Эрдманна. Челюстью и дурацким париком Винфрид вооружится и для того, чтобы наладить отношения с дочерью, успешным менеджером серьезной компании. Традиционная драма о воспитании неожиданно оборачивается взрывоопасной драмедией про конфликт поколений, глобальный капитализм и неолиберализм. Василий Корецкий о «Тони Эрдманне» Марен Аде презентация Весна Средневековья Электротеатр «Станиславский» (фойе) 22 февраля, 19.30 Издательство журнала "Сеанс" выпустило в свет первый том избранных текстов известного московского журналиста и литератора Александра Тимофеевского -- трехчастную композицию из эссе и заметок разных лет, в которых классика мирового кинематографа, современная эстетика и современная политика становятся поводом для равно неожиданных наблюдений и размышлений и составляют друг другу совершенно необыкновенный контекст. Список героев вмещает в себя и Бергмана, и Горбачева, и Фассбиндера, и Егора Гайдара, а время действия книги охватывает годы от 1988-го до 2003-го, названные самим автором в предисловии "пятнадцатилетием свободы". О том, чем было и чем закончилось это самое пятнадцатилетие и почему свобода всегда идет рука об руку с несвободой, можно узнать, купив книгу на презентации, предполагающей не только свежий тираж, но и дискуссию, раздачу автографов и свободный вход. спектакль Дракон МХТ им. А.П. Чехова (Основная сцена) 24 февраля и 3 марта, 19.00 "Дракона" Евгения Шварца по нынешним временам в России вообще-то должны были ставить не реже, чем Франца Кафку. Однако расцвет интереса к Кафке налицо, а к Шварцу -- как-то не очень. Возможно, потому что его саркастический вымысел оказался так близок к некоторым современным реалиям, что уже проигрывает конкуренцию с ежедневной прессой. Константин Богомолов обещает, что в спектакле будет совсем не та злободневность, которую все ожидают,-- под лозунгом "розовое страшнее черного" и с Олегом Табаковым в роли Бургомистра. Можно догадаться, что и у сил добра в этом спектакле будет совсем не благостное обличье. фильм Невинность воспоминаний Кинотеатр «Пионер» 24 февраля, 18.15 Документальная фантазия британского режиссера Гранта Ги снята в 2015 году по сценарию нобелевского лауреата по литературе Орхана Памука. В основу картины лег знаменитый роман турецкого писателя "Музей невинности", написанный в 2008 году, а героем фильма стал сам Музей невинности, спустя четыре года открытый Памуком в Стамбуле по мотивам собственной книги. И роман, и музей посвящены страсти Памука к купленным на блошиных рынках вещам, которым он придумывает новые истории. Они же составляют основу экспозиции музея и играют главные роли в фильме -- наравне с ночным Стамбулом и самим Памуком, голос которого за кадром проводит для зрителей экскурсию по вымышленным воспоминаниям. фильм Франциск Государственная Третьяковская галерея (Инженерный зал) 2 марта, 19.00 Участник основного конкурса Каннского кинофестиваля 1989 года, фильм Лилианы Кавани закрывает ретроспективу Cinemarographia Franciscana, посвященную обращениям итальянских кинематографистов к фигуре Франциска Ассизского, среди которых фильмы Роберто Росселлини, Пьера Паоло Пазолини и Франко Дзеффирелли. Но случай Лилианы Кавани особенный -- в 1966 году она дебютировала телефильмом "Франциск Ассизский" по книге Германа Гессе, где главную роль сыграл Лу Кастель (его тоже покажут в Третьяковке -- 26 февраля в 19.00), а спустя 23 года, уже после скандального успеха "Ночного портье" и множества других работ, она снова вернулась к жизнеописанию святого. На этот раз главные роли сыграли Микки Рурк и Хелена Бонем Картер. фильм Звук солнца Электротеатр «Станиславский» 27 февраля, 20.00 Показ дебютного фильма писателя и художника, основателя арт-группы "Инспекция "Медицинская герменевтика"" и автора культового романа "Мифогенная любовь каст" Павла Пепперштейна проходит в рамках работы клуба "Синефантом", с недавних пор возродившегося в Электротеатре. "Звук солнца" -- экранизация рассказа самого Пепперштейна про эксперимент загадочной группы ученых по ретрансляции звука солнца с помощью телебашен Москвы, Берлина и Парижа. Трансляция вроде бы никак не ощущается, но странным образом воздействует на людей. Пепперштейн пытается пересмотреть границы между кино и видеоартом, изобрести герметичный кинематограф, который бы ускользал от массового зрителя так же, как ускользает от любых интерпретаций все прочее творчество автора. фильм Защитники с 24 февраля Патриотический боевик "Защитники" сделан продюсерской компанией Enjoy Movies при поддержке Фонда кино в популярной сегодня логике импортозамещения. Поэтому в супергероях, созданных в СССР во время холодной войны секретной организацией "Патриот", забытых в 90-е, а в новое время призванных спасать отечество, легко узнаются марвеловские "Мстители". Фильм можно смело рекомендовать только самой преданной аудитории российского кино -- остальным opus magnum Сарика Андреасяна, автора фильмов "Беременный", "Мамы" и "Тот самый Карлсон", смотреть будет нелегко. Не спасут ситуацию даже впечатляющие кадры разрушения "Москва-Сити" и Останкинской башни -- может быть, потому что их мы тоже где-то уже видели. спектакль Поэма без героя «Гоголь-центр» (Большой зал) 25 февраля, 20.00; 26 февраля, 18.00 Кирилл Серебренников придумал рассчитанный на два сезона и на пятерых режиссеров поэтический цикл "Звезда" -- театральные портреты пяти поэтов, без которых у русского ХХ века не было бы голоса и облика. В первых двух спектаклях цикла оказалось необыкновенно сильно авторское режиссерское начало -- Максим Диденко и Антон Адасинский искали театральную "оболочку" для Пастернака и Мандельштама. В спектакле "Поэма без героя" сам Серебренников как будто поделился авторством со своей протагонисткой: Алла Демидова не просто актриса, она настоящий исследователь ахматовского стиха, автор книги о "Поэме без героя" -- и еще к тому же наследница всей таганковской театрально-поэтической традиции. Получился спектакль Серебренникова и Демидовой об Ахматовой и Демидовой, очень искренний и очень серьезный. выставка IC-98. Некрополь Мультимедиа Арт Музей 17 февраля -- 26 февраля Хоть IC в названии и расшифровывается как Iconoclast, финскую группу IC-98 в составе Висы Суонпяя и Патрика Седерлунда трудно назвать иконоборцами. Во всяком случае их анимационная инсталляция "Часы, годы, эоны", где традиционный рисунок сочетался с компьютерными спецэффектами, стала одним из самых ярких образов прошлой Венецианской биеннале. Вероятно, "Некрополь" -- зрелище не менее захватывающее. фильм Персональный покупатель с 2 марта Интеллектуальный хоррор Оливье Ассаяса с Кристен Стюарт в главной роли -- история американки в Париже, которая работает ассистентом по шоппингу у гламурной звезды и общается с духом недавно умершего брата-близнеца посредством СМС. "Персональный покупатель" рассказывает о том, что ghost story в мире победившего капитализма -- это не только "Звонок" и его многочисленные адаптации: с призраками общается по сути всякий, кто смотрит на светящийся экран в темноте кинозала. Ассаяс получил приз за режиссуру на прошлогоднем Каннском кинофестивале, разделив его с режиссером фильма "Выпускной" Кристианом Мунджу. концерт The Cinematic Orchestra Клуб Yotaspace 22 февраля, 20.00 В дискографии этой британской команды, специализирующейся на джазтронике, трип-хопе и даунтемпо, альбомов совсем немного, но каждый на вес золота. Их музыка поражает не виртуозностью синкопированного ритма и резкими дропами, как у Lamb или Skalpel, а своей инструментовкой и интимной лирикой, достойной лучших мелодрам. Откроет концерт диджей-сет и видеоперформанс Funki Porcini, музыканта того же, что и The Cinematic Orchestra, независимого лейбла Ninja Tune. фильм Джеки с 23 февраля Второго "Оскара" за лучшую женскую роль Натали Портман может принести фильм чилийского режиссера Пабло Ларраина “Джеки”. Фиксируя первые дни после убийства Джона Кеннеди, но не слишком интересуясь детективной стороной дела, Ларраин снял совсем не голливудскую историю о том, как оказавшись на семейном и политическом пепелище, Жаклин создала из очень плохого мужа и не выдающегося президента красивый миф о красивых людях и невесть откуда прилетевших пулях. Михаил Трофименков о «Джеки» Пабло Ларраина фильм Слишком свободный человек с 23 февраля Документальный фильм Веры Кричевской и Михаила Фишмана — коллективный рассказ почти двух десятков людей (среди них Михаил Фридман, Анатолий Чубайс, Сергей Киреенко, Михаил Прохоров и Илья Яшин) о политической карьере Бориса Немцова, одновременно оказывающийся и рассказом о современной истории России. Без малого два часа записанных воспоминаний перемежаются многочисленными интервью и уникальными документальными съемками. Сложно представить, что кто-нибудь придет в кинотеатр смотреть документальный фильм о Борисе Немцове в познавательных целях или ради развлечения — два часа в кресле в таких случаях проводят из-за убежденности в том, что это важно сделать. Дмитрий Бутрин о фильме «Слишком свободный человек»

Расписание на 2 недели
© Коммерсантъ - Weekend