Трамвай желаний переехал Кармен: «Золотая маска» снова с нами. Екатеринбургская «Кармен» претендует на престижные маски сразу в четырех номинациях
«Любовь — мятежная птица!» — страстно поет цыганка Кармен. Программу фестиваля «Золотая маска», традиционного и самого престижного смотра достижений российской сцены, в этом году было решено открыть знаменитой оперой Жоржа Бизе, поставленной в Екатеринбурге.Уральская «Кармен» первой вступила в борьбу за «Золотую маску». Оперный шлягер Жоржа Бизе в Екатеринбургском театре оперы и балета поставил Александр Титель. И вот теперь на родной для режиссера сцене — подмостках Музыкального театра К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — спектакль открыл конкурсные показы фестиваля Национальной театральной премии в Москве. Екатеринбургская «Кармен» претендует на престижные маски сразу в четырех номинациях. И в первую очередь как лучшая оперная постановка. Также постановка номинирована за работу режиссера Александра Тителя, дирижера Михаэля Гюттлера и исполнительницы заглавной роли — Ксении Дудниковой, солистки Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Заезжая гостья оказалась похожа на все «Кармен» мира и, конечно, на ту, что Александр Титель поставил в Театре на Большой Дмитровке еще 19 лет назад. Разве что сегодня режиссер прокатил свою героиню на трамвае и для пущей эффектности выставил на сцене бронемашину и мощный военный грузовик. Почему не ракетную установку? Смотрелось бы еще внушительнее как фон провокативного «мини», то просто черного, то в «цветочек» и «горошек», что носит Кармен. Она будто секретарша, способная на «полный цикл услуг»: сигаретка, кофе, потанцуем… Спектакль нарочито лишен какой-либо красивости. Хотя по «картинке» (сценограф Владимир Арефьев) похож на реплику из итальянского кинематографа середины ХХ века. Но в нем нет спонтанной чувственности и магнетического эротизма — элементов, без которых опера Бизе перестает волновать. К тому же оставленные практически без купюр разговорные диалоги звучат на откровенно плохом французском языке без всякого актерского наполнения и, кажется, лишь томительно оттягивают всем известную развязку драмы отношений табачницы и беглого сержанта. Кармен Ксении Дудниковой волей режиссера чужды любовь, преданность, верность или нежность. Единственное, чем она дорожит в жизни, — собственная свобода. Та самая свобода, которой так не хватало певице, обладательнице красивого голоса, в вокале на момент московского исполнения спектакля. Как и недоставало технической точности и взаимопонимания со звучащим без страсти, нюансов и в очень медленных темпах оркестром под управлением Михаэля Гюттлера, чтобы, как говорится, «за явным преимуществом» заявить свои права на «Золотую маску». В разделе «Оперного театра» на награды претендует «чертова дюжина» спектаклей. Их судьбу решит жюри под председательством известного музыканта Сергея Стадлера. Уже 22 февраля в соревновательную борьбу включится Самарский театр оперы и балета. Волжский коллектив представит в столице «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Вся борьба еще впереди. Но если приобщиться к высокому искусству не хватает времени, то многие из участников фестиваля готовы буквально выйти на столичные улицы показать свои перформансы. Так, например, 23 февраля импровизированной сценой для хора Самарского театра оперы и балета станет пространство Ленинградского вокзала. А конкурсные показы «Золотой маски» продлятся в Москве два месяца. Имена лауреатов назовут на торжественной церемонии 19 апреля.