Фантастическая женщина, которая была мужчиной, возбудила Берлинале

18 февраля станут известны лауреаты 67-го Берлинского кинофестиваля. В рейтинге критиков, который публикуется каждый день, рекордное количество баллов собрала самая обсуждаемая картина «Фантастическая женщина». Снял ее уроженец Аргентины Себастьян Лелио, получивший кинообразование в Чили, которого теперь называют чилийским режиссером. Его героиня Марина — трансгендерная женщина и певица, и сыграла ее трансгендерная актриса Даниэла Вега. Многие задаются вопросом: заинтересовал бы фильм так, окажись на месте героини обычная женщина, а не та, что еще недавно была мужчиной. У Марины есть возлюбленный. Ему 57 лет, он старше ее на двадцать лет. Неожиданно он уходит в мир иной, оставив Марину наедине со множеством проблем. Только теперь станет известно, что она транссексуал. Ее даже на похороны не пустит бывшая жена ее бойфренда. Четыре года назад в конкурсе Берлинале участвовала «Глория» Себастьяна Лелио, и тогда «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль получила Паулина Гарсиа, сыгравшая 58-летнюю разведенную женщину, которая радуется жизни, знакомится на танцах с мужчинами. Зрителей впечатлили откровенные сцены с участием пожилых любовников. Теперь Лелио сравнивают с Альмодоваром, вспоминая «Все о моей матери» и «Поговори с ней». Некоторые сцены с участием Даниэлы Веги критики называют гипнотическими. А кто-то, напротив, переживает, как бы жюри во главе с Полом Верховеном не отдало лавры «Фантастической женщине». Правда, очевидцы рассказывают, что во время показа «Обратной стороны надежды» Аки Каурисмяки — пока непревзойденной вершины Берлинале — Верховен хохотал так, что соседние кресла ходили ходуном. Конкурсный «Замкнутый круг» Терезы Виллаверде рассказывает о буднях португальской семьи в период экономического кризиса. Уныние и, как следствие, конфликты и непонимание сопровождают жизнь героев. В то время как жена вкалывает на двух работах, муж где-то скитается целыми днями, ночью беседует с подругой дочери-школьницы, которая тоже в расстроенных чувствах и пытается спрыгнуть с крыши. В картине «Реквием для миссис Джейн» сербского режиссера Бояна Вулетича, одним из сопродюсеров которой стал Александр Роднянский (картина участвует в «Панораме»), экономический кризис ударил по 50-летней женщине, от отчаяния готовой наложить на себя руки. 77-летний немецкий классик Фолькер Шлёндорф снял «Возвращение в Монток» по произведению своего друга — швейцарского писателя Макса Фриша — на английском языке с интернациональной актерской командой. Его герой — известный писатель — приезжает из Берлина в Нью-Йорк представить свою книгу. Там он встречает былую возлюбленную — немку и успешного адвоката, — работающую в США. Эмоции так сильны, что тайком от жены он отправляется со своей пассией на остров, в Мандок, где когда-то был счастлив. Роль писателя сыграл 65-летний шведский актер, любимец Ларса фон Триера Стеллан Скарсгард. Его герой находится на грани нервного срыва и готов круто изменить судьбу. Роль возлюбленной досталась звезде немецкого театра и кино Нине Хосс (она работает в труппе Берлинского театра Максима Горького). Недавно она поучаствовала в смелой фотосессии знаменитого французского фотографа Бриджит Лакомб, как и еще пара десятков лучших берлинских актеров. Все они снялись с полуобнаженными торсами. Среди них и звезда театра «Шаубюне» Ларс Айдингер — ныне «любимец» российских активистов, выступающих против фильма «Матильда», где он сыграл Николая II. Кризис переживает и герой немецко-норвежского фильма «Светлые ночи» Томаса Арслана. Это эмоциональное путешествие австрийского инженера, живущего в Берлине, и его сына по Норвегии, куда они отправляются на похороны отца и деда. Своего отца главный герой не видел пять лет, и ему трудно объяснить 14-летнему Луису, почему так случилось. И еще неизвестно, как часто они сами будут встречаться, поскольку не живут одной семьей. Главную роль исполнил отличный австрийский актер Георг Фридрих, знакомый нам по бескомпромиссным работам Ульриха Зайдля. Сюжет хоть и не оригинален — мы знаем десятки подобных фильмов, — но взаимоотношения отца и сына, их отчуждение и сближение сыграно беспощадно и в то же время тонко и деликатно. Еще одна картина «С балкона», снятая в Норвегии Оле Бэлконгином, рассказывает о благополучной семье, где оба родителя и двое маленьких детей. Оле снял себя, любимого, и своих близких. Предваряя фильм, он рассказывает, как любит свой балкон, с которого открывается вид на историческую часть Осло, где можно наблюдать за людьми. И мы действительно видим самый заурядный балкон, где режиссер фильма сидит за компьютером, но быстро покидает любимый уголок, чтобы погулять во дворе с детьми, заняться другими делами. Балконная тема совсем не отработана, как это могло быть. Она всего лишь приманка для зрителя. Между тем у питерского документалиста Виктора Косаковского была картина «Тише!», где он действительно в течение долгого времени наблюдал из окна своей квартиры за тем, что происходит на улице, где бесконечно укладывают асфальт. Маленький пятачок под окном превратился в огромный мир. Картина Косаковского объехала полмира. В «Панораме» участвует киргизский фильм «Кентавр» Актана Арыма Кубата, где сам он сыграл главную роль — бывшего киномеханика, который пытается дарить людям свет. Герой разрывается между женой и другой женщиной, к которой испытывает платонические чувства, пытается познать религии всего мира и суть киргизского миропонимания. Жена у него глухонемая и понимает только русский язык. С ней герой разговаривает исключительно по-русски. Он проходит буддийский ритуал и крестный ход с православной иконой. Не фильм, а храм всех религий и своего рода поэма во славу советского кинематографа и его яркого представителя Толомуша Океева. По сути, единственная религия, которая тут есть, — это кино. Предыдущий фильм Кубата «Свет-аке», герой которого воровал электричество, чтобы дать свет людям, восприняли странно, и теперь он пытается взять реванш и напомнить о том, что киргиз должен молиться своим богам и не забывать о том, кто он есть на этой земле.

Фантастическая женщина, которая была мужчиной, возбудила Берлинале
© Московский Комсомолец