Войти в почту

Немой Чехов и удмуртский Кафка: лучшие номинанты на «Золотую маску — 2017»

В этом году самым скандальным образом в номинанты «Золотой маски» не попали ни Кирилл Серебренников, ни Константин Богомолов. Зато география премии шире некуда — в Москву приезжают спектакли из Воронежа, Перми, Новокуйбышевска, Глазова, Шарыпово и других городов. Мы выбрали постановки, которые точно достойны внимания «Гамлет» Театр: Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург Режиссер: Лев Додин Номинации: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера», «Женская роль», «Мужская роль», «Мужская роль второго плана» Без Льва Додина и его спектаклей «Золотую маску» сложно представить уже давно. На этот раз в номинантах его постановка по классике классик — «Гамлету» Шекспира. Только вместо средневековой Дании у Додина — перестроечная Россия, Гамлет в исполнении Данилы Козловского превращается в боевого оппозиционера, а мать Гамлета (Ксения Раппопорт) — в первую леди страны. Современные реалии не помешают истории закончиться вполне традиционно — в перестроечно-шекспировской заварушке не поздоровится всем. Оказывается, «неладно что-то» не только в датском королевстве, но и у нас под боком. Где: Мастерская Петра Фоменко, Новая сцена Когда: 5—6 апреля «Три сестры» Театр: «Красный факел», Новосибирск Режиссер: Тимофей Кулябин Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Женская роль», «Мужская роль второго плана», «Работа художника» Страсти вокруг оперы «Тангейзер» давно улеглись, а ее создатель Тимофей Кулябин продолжает творить и изобретать. С «Тремя сестрами» Чехова режиссер обошелся своеобразно — ни «в Москву, в Москву», ни «тарарабумбии» и вообще ни слова чеховского текста вы не услышите. Кулябин поставил поистрепанную сотнями постановок классику на жестовом языке. Вместо слов — нервные жесты, прерывистое дыхание, сдавленные стоны и просто молчание. Кулябин буквально продемонстрировал, насколько трагичной может быть внутренняя глухота человека. Где: Центр им. Мейерхольда Когда: 16—17 апреля «Саша, вынеси мусор» Театр: Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва Режиссер: Виктор Рыжаков Номинации: "Спектакль малой формы", «Работа режиссера», «Работа драматурга» В этом году «Золотая маска» обзавелась новой номинацией — «Работа драматурга». Одним из первопроходцев стала украинка Наталья Ворожбит, чей текст лег в основу спектакля Виктора Рыжакова «Саша, вынеси мусор». Минималистичная постановка, в которой грустное смешалось с комичным, призывает поразмышлять о классическом тандеме «война и мир». Война в спектакле абстрактная (по сюжету мобилизации подлежат даже призраки), но поминальный стол отчетливо пахнет блюдами украинской кухни — вполне в духе времени. Где: Центр им. Вс. Мейерхольда Когда: 22 марта / 4 апреля «Корабль дураков» Театр: Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск Режиссер: Денис Бокурадзе Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Работа художника по костюму» Самарский режиссер Денис Бокурадзе не боится экспериментировать. Во-первых, он поставил на театральной сцене маленького городка Новокуйбышевска спектакль по французским эротическим фарсам. Во-вторых, его скромная труппа из семи человек играет сразу несколько десятков ролей, растворяясь в быстрой смене масок, костюмов и характеров. Театральный карнавал Бокурадзе жирными мазками живописует человеческую чувственность — то заманчивую, то неприглядную. Одинаковую во все времена. Где: Театр Наций, Малая сцена Когда: 13—14 марта «Процесс» Театр: Драматический театр «Парафраз», Глазов Режиссер: Дамир Салимзянов Номинации: "Спектакль малой формы", «Работа режиссера», «Мужская роль второго плана» Много лет назад удмуртский режиссер Дамир Салимзянов задумал поставить трилогию о попытках человека сбежать от реальности. Первые два спектакля — «Короли и капуста» и «Паутина» — предлагали варианты, куда можно бежать, а последний, «Процесс», рассказывает о месте, откуда бегут. Открывая в романе Кафки то трагичные, то комичные стороны, Салимзянов изображает причудливый универсальный мир, где смешались Европа, удмуртский городок Глазов, гимн России и напевы Верки Сердючки. И сбежать из этого хаоса, увы, невозможно. Где: Театр им. Моссовета, сцена «Под крышей» Когда: 13—14 апреля «Ак и человечество» Театр: Камерный театр, Воронеж Режиссер: Дмитрий Егоров Номинации: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Мужская роль второго плана», «Работа художника по костюму» В спектакле по «Рассказу об Аке и человечестве» подзабытого писателя начала ХХ века Ефима Зозули режиссер Дмитрий Егоров взялся препарировать человеческую природу во всех ее противоречиях и неприглядности. Место действия — безымянное тоталитарное государство вне времени и пространства. Главный герой — диктатор, которого от небывалых милостей бросает к кровавой бане репрессий. По настроению. Пока Ак самодурствует, а «человечество» живописно балансирует на грани казни и помилования, безымянная уборщица отмывает место действия с выражением вечного как мир безразличия. Где: Театр «Современник», Другая сцена Когда: 28 марта «Вариации на тему Франка Бриджа» Театр: Большой театр, Москва Хореограф: Ханс ван Манен Номинации: «Балет», «Работа дирижера», «Женская роль», «Мужская роль» Большой театр — рекордсмен по количеству номинаций на нынешнюю «Золотую маску», их у кузницы балетно-оперных кадров — 25. Среди прочих постановок Большого в номинантах — «Вариации на тему Франка Бриджа» в хореографии Ханса ван Манена. Голландец поставил простой визуально, но нафаршированный эмоциями балет на старую как мир тему — о взаимоотношениях полов. Где: Большой театр Когда: 2 марта «Травиата» Театр: Театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, Пермь Режиссер: Роберт Уилсон Номинации: «Опера», «Работа дирижера», «Работа режиссера», «Женская роль», «Работа художника в музыкальном театре», «Работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Работа художника по свету в музыкальном театре» Сценой пермского Театра оперы и балета завладела мировая звезда. «Травиату» Верди здесь поставил не кто-нибудь, а американец Роберт Уилсон, которого называют самым хладнокровным постановщиком современности. Трехмерное пространство сцены Уилсон магически превращает в 2D-полотно — с помощью света, отточенных движений и мизансцен. Дирижировал ожившими полотнами Уилсона Теодор Курентзис.

Немой Чехов и удмуртский Кафка: лучшие номинанты на «Золотую маску — 2017»
© Bazaar.ru