В Большом театре поставили оперу Мечислава Вайнберга «Идиот» 

В Большом театре поставили оперу Мечислава Вайнберга «Идиот»
Фото: Российская Газета
«Идиот» — последняя опера . Это еще не «завет», не прощальная партитура, но в ней есть то напряжение чувственности, экстатичности, психической энергии мира Достоевского, которые уводят эту музыку от самой больной и главной вайнберговской темы, развивавшейся в его творчестве и уже в первой его опере «Пассажирка»: муки человеческой души в аду нацизма, истребление людей, реквием по погибшим. В «Идиоте» по Достоевскому другие коллизии, точнее, из полифонии романа выбрана тема человека «вполне прекрасного» (Достоевский) — князя Мышкина, попадающего в роковую ситуацию любовных и собственнических страстей — Настасьи Филипповны, Рогожина, Аглаи. Вся драматургия оперы строится на этот квартет, финалом которого станут покойница — зарезанная Рогожиным Настасья Филипповна, и разбитые жизни.
Вайнберг уходит от подробностей романа, его многоголосия философских и социальных объемов, концентрируясь на внутреннем мире души, на психической глубине «идиотской» истории.
Постановщика Евгения Арье, вероятно, привлекает и синематический потенциал партитуры с ее приемами монтажа — пространственно-временными пересечениями и быстрыми сменами сцен. Его спектакль и начинается с экранного эпиграфа — надвигающегося кадра звенящих под бешенный стук колес стаканов на купейном столике, чай в которых окрашен кровью. Экран разворачивает в спектакле свой смысловой ряд: сатирический, мистический, метафорический, наплывающий на зрителя толстыми причмокивающими губами Епанчина, смакующего водочку из графина, кокетливыми портретами генеральских дочек или покойницкой красотой Натальи Филипповны.
Сценическое же пространство спектакля выглядит лаконично, отсылает не к петербургскому культурному мифу, а скорее, к эстетике ревю: зеркально-черное обрамление пустой сцены, где появляются персонажи «Идиота» — Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна, Епанчины.
Вокруг Мышкина вьется эксцентричный «клоун» Лебедев (), слуги двигаются с острой лакейской пластикой, точильщики, выкрикивающие свой бойкий припев «точить ножи, точить», обряжены в гротескные «поповские» наряды. Артисты хора танцуют под зонтами, под снегом, выносят вазоны с алыми цветами, на подиуме появляется «король эстрады» — белый рояль и «примадонна» в бархате Настасья Филипповна. В этой стилистике спектакля знаменитая сцена сжигания в камине рогожинских ста тысяч — апогей истории Настасьи Филипповны, уничтожающей в огне свое прошлое, «съедается» красивой картинкой с пылающим на экране огнем, засвеченным спустившимися из под колосников лентами полиэтилена.
Кажется, что все здесь — игра, немного морок, немного розыгрыш, немного триллер, но артисты ведут спекталь с таким иступленнием и вокальным накалом, что визуальная «гладь» спектакля взрывается. Конечно, это партитура Вайнберга — ее музыка, взвинчивающая эмоции, ее накаты, отрывистые артикуляции, «расплывающиеся» звучности, чарующие медитативности — в сценах встреч Мышкина и Аглаи, Мышкина и Настасьи Филипповны, императивы медных, ксилофонные «холодки» — богатейшая звуковая фактура, детально отделанная в оркестре дирижером Михалом Клаузой. И, безусловно, это впечатляющие работы солистов — (князя Мышкина, которому приходится всю роль выстраивать только вокально), (брутального супер-героя Рогожина, яростно преследующего предмет своей страсти), (обворожительной Аглаи, оказавшейся злой девочкой, проигравшей в схватке с Настасьей Филипповной), (Настасьи Филипповны, несущей в себе разрушение и дисгармонию, криминальный финал странной истории) и других. Когда в финале прижавшиеся друг к другу Мышкин и Рогожин взирают на экран с портретом зарезанной Настасьи Филипповны, покойница показывает им язык, словно Дама Пик из пушкинской колоды. Справка «РГ»
Опера «Идиота» была написана Мечиславом Вайнбергом в 1986 году. Фрагменты только что оконченной партитуры поставил тогда же, в 1986\87 учебном году в ГИТИСе на курсе . В 1991 году состоялась мировая премьера «Идиота» в Камерном театре в постановке . В 2013 году оперу поставили в Мангейме () под руководством . Он же руководил премьерой оперы в Мариинском театре в 2016 году (режиссер ).
Видео дня. Заммэра Новоуральска случайно застрелили на охоте
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео