Войти в почту

«Убей европейца»: хаос и драма жизни

Прошедший в творческой лаборатории «Угол» 9 февраля кинопоказ спектакля «Убей европейца» режиссера Кристофа Марталера оставил весьма неоднозначные впечатления у казанской публики. Модератором вечера выступила германист, специалист по немецкой литературе Елена Шевченко, которая прояснила ситуацию в современном театре, чтобы зритель смог вынести хоть что-то из происходящего на сцене.Так что же происходит на сцене? Изначально актеры сидят подобно манекенам: в их глазах нет жизни, тела безмолвно опущены на стулья перед столиками в дешевом баре. Обстановка типично марталевская: большинство его постановок проходит на вокзале, в барах, музеях, административных зданиях. Если же выступают в самом театре, то Анна Фиброк, бессменный художник-сценограф Марталера, неизменно воссоздает казенную и холодную обстановку. В «Убей европейца» мы так же видим минимум декораций и огромные стены, на фоне которых действующие лица кажутся совсем маленькими, за счет чего усиливается эффект безнадежности. Рассмотрим обстановку более детально. В первую очередь в глаза бросаются большие часы на стене, возле которых висит надпись: «Чтобы время не останавливалось». Этот лозунг был очень популярен в 90-е годы прошлого столетия. Комичность же ситуации заключается в том, что, во-первых, часы не ходят. Во-вторых, некоторые из букв в надписи уже в начале постановки с грохотом падают на пол, тем самым полностью искажая смысл фразы. И если проанализировать весь сюжет, то становится очевидным, что время в этом месте действительно остановилось. Или, как предпочитал говорить сам Кристоф Марталер, его герои попали в «межвременье». Персонажи запутались в своей жизни, так сказать, выпали из общего течения, попали в «день сурка» и даже не осознают это. Все их действия продиктованы далеко не социальными или психологическими мотивами, а одними лишь музыкальными ритмами. Здесь стоит отметить, что Марталер начинал свой путь как музыкант кабаре, благодаря чему и создал свой неповторимый язык. Излюбленным театральным жанром режиссера был крупномасштабный музыкально-драматический коллаж. Так и в «Убей европейца» все строится на мелодиях. Пока на сцене царит безмолвие, действующие лица почти не подают признаков жизни. Но даже если они что-то и делают, то это больше походит на хаос, абсурд. Их ни что не объединяет, каждый из них рад неудаче другого. Их взгляд, в большей степени стеклянный, порой проясняется для того, чтобы показать свое презрение к окружающим людям. Отдельные реплики персонажей не несут в себе никакой философской идеи. Обычно это неприличные анекдоты, жалобы на скудную жизнь. Одна немолодая пара без конца повторяет один и тот же диалог: — Это ты отравил собаку?! – восклицая, твердит женщина. — Нет, это не я ее убил, - пытается оправдаться мужчина. — Ах, бедная собака... На этом они умолкают. Совершенно ясно, что это фраза просто вырвана из контекста. В этом и заключается специфика Кристофа Марталера. Его постановки обычно и начинаются с незначительных фраз, кое-где нечаянно зацепленных, с подслушанных мелодий, часто раздающихся не в такт, и к тому же на расстроенном инструменте. Все это создает неповторимую атмосферу, отголоски которой, тем не менее, каждому зрителю в той или иной степени знакомы. Совершенно иная картина разворачивается, когда в дело вступает музыка. Она абсолютно разная: это и классические мелодии и народные, и революционные песни, и церковные гимны, и романсы и даже современные шлягеры. Люди, можно сказать, преображаются под действием звуков. Музыка способна обнаружить в них лучшие стороны. Исполняя патриотические гимны, герои вытягиваются, излучая гордость за страну. Они стоят все в одном месте, и любовь к родине их объединяет. Кажется, что тревога, вызванная отчужденностью, исчезает. Все они на минуту становятся семьей. Когда же звуки умолкают, все лица принимают привычный безразличный ко всему вид. Этих людей нельзя назвать жертвами. Как выразилась, Елена Шевченко, это, скорее, «малоприятные персонажи». И в этом спектакле мы видим сочетание прекрасной музыки и людей, вызывающих у зрителя отвращение. Именно этим соединением режиссер «опрокидывает» утверждение, что злые люди песен не поют. Сердце каждого из нас бьется в определенном ритме, музыка же – это способ раскрыть свое сердце другим людям. Театр Марталера нельзя хоть как-то определить. «Определить, значит ограничить», - говорил когда-то английский писатель и философ Оскар Уальд. И действительно, нельзя отнести постановки этого режиссера под какой-то уже известный четкий жанр, ведь все действо на сцене представляет собой в некоторой степени импровизацию, смешение стилей и направлений. После просмотра спектакля «Убей европейца» зрителя переполняют амбивалентные эмоции – это и радость, и омерзение одновременно. Но и радость едва ли можно назвать «положительной»: комичность ситуаций, ирония вызывают смех сквозь слезы. Безобразие же, учиненное героями на сцене, порой заставляет искривлять все лицо. Таким предстает современный театр ̶ полным абсурда и драмы. Невольно задумываешься о том, что творится вокруг нас самих. Автор - Альбина Закирова

«Убей европейца»: хаос и драма жизни
© Эксперт Татарстан