Войти в почту

Прошедшее, но незаконченное. Путешествие в необычный мир фотографий Игоря Гневашева

В Центре имени братьев Люмьер проходит выставка его работ «Я знаю их…» — но экспозиция вместила не все. Вдова фотографа Людмила Гневашева передала «ВМ» часть уникальных материалов. Давайте посмотрим их вместе.... Теоретически, конечно, можно предположить, что Александру III позвонил его батюшка Александр II. Иначе чего он так вытянулся? Жаль, телефонов тогда не было... Кто звонил Никите Сергеевичу во времена съемок «Сибирского цирюльника» в 1998 году, не вспомнит, скорее всего, и он сам. Тяжеловесная «мобила» в руках государя — явный нонсенс, но, согласитесь, отличный кадр! ■ Как быстро вырастают дети! Жаль только, что они растут, а мы неизбежно стареем. В тот день актер Николай Бурляев, пытаясь успокоить расплакавшегося сына Ваньку, не мог, конечно, предположить, что держит на руках будущего арт-директора Международного форума кино, театра и боевых искусств «Золотой Витязь». Ваня несколько раз «засветится» в кино, но посвятит жизнь музыке. 10 февраля композитор Иван Бурляев пишет прекрасную музыку для лучших фильмов. Последний — нашумевшее «Притяжение». Игорь Гневашев всю жизнь был верен фотографии и своей жене Людмиле. Студенческий брак оказался крепким — сказались общность интересов и общее увлечение культурой. Работал Игорь простыми фотокамерами — снимал обычными «Зенитами» и «Киевами» и за заграничной фотоаппаратурой не гнался. А фотографии свои всегда дарил, не брал деньги. Получал только гонорар за публикации. Бескорыстность — это про Игоря. Вот как он сам описал случай из своей съемочной практики: «На съемку фильма «Калина красная» я приехал снять репортаж про Василия Шукшина. Съемки были в Кириллове, на берегу Белого озера. Помню, ехали мы с Шукшиным на «газике». Это такая вертлявая, подскакивающая машина. Ехали долго, изредка перебрасывались фразами с Василием Макаровичем, разговаривать было невозможно, да и не любил он пустую болтовню. А мне было не до разговоров. Я ловил и всячески уберегал свою аппаратуру от тряски. И, глядя на меня, Василий Макарович спросил: «Вот ты известный фотограф, а снимаешь простенькими камерами». От неожиданности я, грешен, нахамил: «А вот вы, Василий Макарович, вообще знаменитость, а своей квартиры не имеете». Он рассмеялся и произнес: «Я понял! У нас с тобой в Книге Судеб в графе «деньги» — прочерк!» Тут мы дружно расхохотались...» Знакомые всем фотографии советских актеров и режиссеров — троица Трус, Балбес и Бывалый из легендарных комедий Леонида Гайдая, Высоцкий, Тарковский, Шукшин — их делал Игорь. Он очень любил кино, хорошо его знал, и режиссеры часто брали его фотографом фильма и даже снимали в эпизодических ролях, настолько фактурна была его внешность — от трагического сапожника в фильме Элема Климова «Иди и смотри» до комичного матроса в «12 стульях» Леонида Гайдая. Я сижу в квартире Игоря, беседую с его вдовой Людмилой на расписной, в русском стиле, кухне. Оказывается, ее много лет назад Игорь делал сам. Умел все... С переходом на цифровые технологии он все свои старые камеры подарил студентам ВГИКа — они до сих пор на них тренируются снимать на пленку. «Деньги — это не про нас», — говорит Людмила. ...Перебираю черно-белые снимки в многочисленных коробках. Вот что остается от фотографа? Несколько фотографических сумок и коробок с фотографиями и негативами? Да нет, нет... Многие снимки Игоря бережно вырезались из газет и журналов и годами висели на стенах — люди любовались его работой. До сих пор многие издательства берут его снимки и публикуют их, не только не платя гонорар, но и не указывая авторства. «Игорь никогда не судился. Ни с кем. И всегда говорил: лишь бы люди это видели, пусть лишний раз вспомнят о хорошем человеке!» Мы снова смотрим на его работы. И вспоминаем его. Очень хорошего человека и настоящего, с большой буквы, профессионала.