Ещё
Миру пообещали «большой передел»
Миру пообещали «большой передел»
Наука и техника
Дочь Пескова заявила о «конкретном беспределе» в РФ
Дочь Пескова заявила о «конкретном беспределе» в РФ
Общество
Почему украинцы в разы беднее россиян?
Почему украинцы в разы беднее россиян?
Украина
Зеленский раскрыл цель своего президентства
Зеленский раскрыл цель своего президентства
В мире

Время манифестов возвращается 

На Роттердамском кинофестивале
Фестиваль кино
На кинофестивале в  показали фильм «Manifesto», режиссером которого выступил известный немецкий художник Джулиан Розефельд. Даже если бы вовсе не было других фильмов, одного этого достаточно для , чтобы считать фестиваль состоявшимся.
"Manifesto" сначала был представлен в виде инсталляции в музеях , Берлина, , а премьера самого фильма состоялась на фестивале «Сандэнс». Он состоит из двенадцати эпизодов, в каждом из которых зачитываются ключевые положения какого-нибудь манифеста. Среди авторов — писатель Филиппо Томмазо Маринетти, художники и , поэты и Тристан Тцара, скульптор Клас Ольденбург, хореограф , кинорежиссеры и  (это далеко не полный перечень). Все фрагменты фильма-инсталляции объединяет фигура великой , которая поставила всю мощь голливудской школы перевоплощения на службу радикальному искусству. Актриса, виртуозно маневрируя масками и акцентами, выступает в обличьях матери семейства, школьной учительницы, примы-балерины, научного работника, ведущей программы теленовостей и даже бородатого бомжа, скитающегося по помойкам. Каждый раз Розефельд находит неожиданный ход: манифест дадаистов Бланшетт провозглашает в качестве похоронной речи, а поп-артовские постулаты ("Банан — это искусство…") — вместо предобеденной молитвы.
Начиная с «Манифеста» , эта мессианская форма самовыражения, соединяющая в себе пророчество, страстное самовыражение, призыв к публике, зачастую и провокацию, стала одной из главных в художественной и политической жизни ХХ века. «Синий всадник» и «Флуксус», футуристы, сюрреалисты, ситуационисты, концептуалисты — всех не перечесть. Последний из манифестов — полупародийная датская «Догма-95» — появился в самом конце столетия и, казалось, завершил его. XXI век представлялся веком без идеологий, не требующим звучных прокламаций. Однако это впечатление оказалось ошибкой. Смысл фильма Розефельда в том (и он подтвердил это на его обсуждении), что с мировым дрейфом в консерватизм и приходом таких политических фигур, как Трамп, время манифестов и революций только начинается. Жанр же самого «Manifesto» можно определить как пост-Триер.
Манифестация той или иной художественной программы — характерная черта современного искусства, представленного в Роттердаме. Спецпрограмма фестиваля под названием «A Band Apart» посвящена тем явлениям в современной жизни и кинематографе, где различима «ДНК панк-культуры», выбирающей в качестве манифеста прямое действие в публичном пространстве с нарушением общественного порядка. В отличие от своих предшественниц сорокалетней давности нынешние панк-акции более жестоки и кровавы, они сближаются с последними «показательными» терактами в  и Берлине. Самым диким «панковским» образом года кураторы программы называют убийство российского посла в : преступник стоял перед телекамерами рядом с жертвой, подняв палец, почти как рок-звезда на стадионе.
Самолюбование присуще и персонажам французской «Ноктюрамы»  — картины о группе молодых людей, видящих единственный способ насолить обществу с помощью показательного террора. Сбившись в самодеятельную группу и придумав остроумную технологию коммуникаций, они организуют серию симультанных взрывов в Париже: горят , крупный бизнес-центр и золоченая статуя Жанны д'Арк перед отелем «Реджина». А в фильме «Хамстер» бельгийца Мартина Дуена показано, как свидетели террористической атаки в Еврейском музее (дело было в 2014 году) заражаются коллективной истерией и начинают дергаться в конвульсивном танце прямо на улице: это напоминает средневековые пляски святого Витта. Российское кино все больше удаляется от главных мировых трендов, но не случайно единственный фильм из наших широт, попавший в программу фестиваля, короткометражный «Святый Боже» Владлены Санду, все-таки по-своему в них вписывается. Это тихое, намеренно приглушенное по тону, но оттого не менее впечатляющее высказывание. Прежде чем стать режиссером, Владлена пережила ужасы чеченской войны, потерю дома и близких, скитания и болезни. Из этих испытаний родился фильм, который тоже может быть назван своего рода манифестом. Он не про искусство — про жизнь, которая приобретает форму современной, совсем не оптимистической трагедии.
Видео дня. Принц Гарри и Меган Маркл лишатся королевских титулов весной
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео