Войти в почту

Берлинале как зеркало политических перемен. Татьяна Розенштайн — из Берлина 9 февраля в столице открывается 67-й Берлинский международный кинофестиваль. Главными его темами на этот раз станут две великие мировые утопии -- капитализм и коммунизм На фоне крупных международных событий -- победы на выборах в , а также активизации праворадикальных группировок и правых популистов внутри самой Германии -- привлечь внимание к культурным мероприятиям, пусть даже таким, как кинофестиваль в Берлине, совсем непросто. Однако , бессменный художественный руководитель фестиваля с 2001 года, не унывает. Он считает, что именно в такие времена стоит особенно внимательно прислушаться к деятелям культуры, к тому, как они "перерабатывают" насущные проблемы общества -- ведь Берлинале по традиции считается самым политизированным из крупнейших кинофорумов. Естественно, в этом году Берлинале не обойдет тему последних выборов в США; впрочем, несмотря на тревожный интерес к этой теме в самой Европе, в частности в Германии, организаторы обещают, что не будут превращать эту тему в ключевую. "Берлинская программа сама по себе является протестом нынешнему политическому курсу Америки",-- считает Косслик. Не будет в нынешней программе и специального акцента на теме мигрантов -- в отличие от прошлого года. Открыть фестиваль Косслик в этот раз решил картиной дебютанта Этьена Комара с фильмом "Джанго" -- аполитичной на первый взгляд историей про джазового гитариста. Однако речь в картине идет не просто о музыкальном таланте Джанго Рейнхардта (1910-1953) -- французского джазового гитариста, одного из основателей стиля джаз-мануш (цыганский джаз). Прозвище Рейнхардта, Django, на цыганском означает "я просыпаюсь": он родился в семье кочевых цыган в , расцвет его карьеры пришелся на годы оккупации ; он и его семья несколько раз безуспешно пытались бежать из Франции, затем он вынужден был скрываться от нацистов, вернувшись к кочевому образу жизни. Другими важными темами фестиваля станут глобализация и колониализм. Британско-индийский режиссер Гуриндер Чадха поведает в "Доме вице-короля" о последних месяцах британской администрации в . В "Жуакине" бразильца Марселу Гомеса речь пойдет о национальном герое Тирадентисе, пытавшемся освободить страну от португальских колонизаторов. Но колонизация, по словам Косслика, приобрела сегодня совершенно другие масштабы. Вчерашние узурпаторы -- это сегодняшние инвесторы, и подавление одной нации другой ведется на уровне финансовых и экономических структур. Режиссеры основного конкурса обратятся к двум великим мифам: капитализму, которому больше не доверяют, и коммунизму, которого уже нет. Эти темы затрагивает, например, в байопике "Молодой Карл Маркс". Про личную утопию расскажет документальная лента немца "Бойс" -- об известном немецком художнике, а также режиссерский дебют "Последний портрет" известного американского актера Стенли Туччи. В центре его интереса -- художник . Берлинский кинофестиваль всегда держался на дискуссиях и полемике, которая и нынче представлена в программах Berlinale Open House и Berlinale Goes Kiez, а также в рубрике молодого экспериментального кино "Форум". Как подчеркивают организаторы, в тяжелые времена нужно иметь "мужество, уверенность, юмор, а также умение не потерять себя". Полька Агнешка Холланд обращается в "Следе зверя" к сельской общине, члены которой уходят из жизни при странных обстоятельствах. При этом она не упускает возможности пофилософствовать на тему быта и нравов польской деревни. Среди пяти женщин-режиссеров, работы которых включены в основной конкурс, числится картина "О теле и душе" венгерки Ильдико Эньеди, которая после 30-летнего перерыва вновь приглашена на Берлинале. Немца Фолькера Шлендорфа и финна Аки Каурисмяки можно отнести к классикам артхауса. В картине Шлендорфа "Возвращение в Монток" речь идет о мимолетном романе с последствиями между зрелым мужчиной и молодой женщиной. В фильме Каурисмяки "По ту сторону надежды" внимание традиционно приковано к униженному и обездоленному "маленькому человеку" -- нынешняя работа посвящена сирийцу, который безуспешно пытается получить убежище в , но неожиданно находит там новых друзей. Любимой программой самого Косслика является "Кулинарное кино"; фестивальный директор -- увлеченный вегетарианец и гурман, он считает, что в этом году секция деликатно отражает политическую и социальную ситуацию в мире. Например, в картине "Театр жизни" речь пойдет о легендарном шеф-поваре Массимо Боттура, который возглавил кухню для бедных в , где создает свои кулинарные произведения из отбросов. Любителей звезд Берлинале также не обидит. На фестивале ожидаются две большие студийные премьеры картин "На игле -- 2" режиссера с и и "Логана" с и Хью Джекманом. приедет в Берлин с экранизацией романа "Ужин", -- с картиной "Акушерка", ожидается с фильмом "Королева Испании", а с "Затерянным городом Z" режиссера про экспедицию в Южную Америку в начале прошлого века. Россиян в основном конкурсе не будет. Фестивальный директор счел, что предложенные в этом году российские картины не отвечали общепринятым тематическим стандартам фестиваля. Четыре фильма -- "24 снега" , "Бог Дьесегей" , "Книга тундры: повесть о Вуквукае" , а также короткометражка "Мальчик и озеро" -- покажут в программе Native, посвященной кино о коренных народах мира -- в данном случае народам Арктики. В программе для детей и юношества "Поколение" покажут картину "Молоко", а в "Панораме" имеются два фильма с участием россиян: "Реквием для миссис Джей" Бояна Вулетича и "Заложники" режиссера . Последняя -- история, основанная на реальных трагических событиях,-- угон самолета -- в 1983 году. В этой же программе состоится премьера документальной картины "Процесс" о судьбе украинского режиссера , который в 2015 году был приговорен российским судом к 20 годам . Другим напоминанием о конфликте на станет документальная картина "Школа N 3" -- совместная работа Украины и Германии; герои -- ученики разрушенной и вновь отстроенный школы в городе Николаевке Донецкой области -- рассказывают о себе и новом трагическом опыте. Косслик считает, что из-за недавнего теракта на берлинской площади Брайтшайдплац количество гостей фестиваля не уменьшится. Службы безопасности на мероприятиях будут работать в состоянии повышенной готовности. С большими саквояжами на фестивальную территорию пускать не будут, но и полного сканирования посетителей и сумок не ожидается. Организаторы считают, что фестиваль "не должен превращаться в аэропорт или вокзал". Художественный руководитель Берлинале и его команда рассчитывают на "мирный космополитичный кинофестиваль, посвященный прекрасному разнообразию нашего мира". Во главе жюри будет на этот раз вернувшийся в Европу нидерландский режиссер . Подходящим девизом для фестиваля могли бы стать слова "Смотреть, не отводя взгляд". Как считает Дитер Косслик, эти слова могли бы также стать девизом всего 2017 года.