Войти в почту

Театр «Солнце» ставит Макдонаха: Ирландия по-хантыйски

В Ханты-Мансийске, в театре обско-угорских народов «Солнце» поставлен спектакль «Калека с острова Инишмаан» — по одноименной пьесе Мартина Макдонаха, обладателя «Оскара» за лучшую короткометражку («Шестизарядник», 2006 год). В России хорошо знают как режиссера фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов». Пьеса, поставленная в Ханты-Мансийске, – первая в трилогии Макдонаха о жизни обитателей ирландских островов. Сюжет разворачивается в тридцатых годах в Ирландии, на маленьком островке Инишмаане, где всего полторы сотни жителей. В Германии к власти приходит Адольф Гитлер, в России снимают комедию «Веселые ребята», в Югре бушует Казымское восстание – а на Инишмаане только и новостей, что чей-то гусь клюнул чью-то кошку. Вдруг все изменяется: на соседнем острове кинематографисты из Голливуда снимают фильм о рыбаках. Попасть на кинопробы и получить возможность уехать в Америку – ради этого молодежь Инишмаана готова на всё. В том числе и «калека Билли». Так все зовут умного, но болезненного паренька, проживающего у своих тетушек и мечтающего о любви, уважении окружающих, возможности проявить себя и узнать тайну гибели своих родителей. Всего несколько лет назад репертуар театра «Солнце», в коллективе которого много представителей народов ханты и манси, состоял из этнографических и фольклорных постановок, с национальной музыкой и танцами. Но такие рамки оказались тесны для артистов, и театр начал превращаться в драматический. Спектакли ставились по произведениям сначала югорских, а потом и европейских авторов – Еремея Айпина, Татьяны Молдановой, Петера Туррини. Теперь Макдонах. Так почему же Ирландия, чем она так близка югорским аборигенам? «Мне кажется, есть прямые параллели в пьесе с нашим городом и его жителями, — считает режиссер спектакля Анна-Ксения Вишневская. — Мы в Ханты-Мансийске действительно, словно островитяне: маленькое островное государство. Всех в городе знаешь, всегда здороваешься. В философии города отражена географическая оторванность». На протяжении пьесы то один, то другой персонаж говорит фразу «Видно, не такая уж Ирландия дыра» по любому поводу – француз приехал, кино снимают, акулы у берегов плавают… В самом деле, очень похоже на Ханты-Мансийск, постоянно старающийся доказать, что он «не дыра». Да и тема киносъемок хантымансийцам тоже близка – в «тучные» годы больших доходов округа от нефти в телекомпании «Югра» было снято под два десятка фильмов и сериалов, в которых доводилось сниматься и горожанам. Поставить спектакль удалось благодаря окружной программе «Доступная среда». При этом хантымансийцы не только выбрали для постановки пьесу, главный герой которой – инвалид, но и для ее исполнения пригласили человека с ограниченными возможностями. Саше Дмитриеву 18 лет, он учится в одиннадцатом классе и планирует продолжать образование в спортивной сфере. «Город маленький, все друг друга видят, как на ладошке. Сашу я часто встречала в городе, — рассказывает режиссер. – Имею опыт работы в кино, поэтому оценила его кинематографичную внешность: форму лица, распахнутые глаза, умный взгляд. Давно взяла в голове его на заметку. А потом вдруг встретила его в «Гостином дворе» (торговый центр – прим. авт.), он стоял и разговаривал с другом. Я прислушалась — очень хорошая речь, и мысли он формулировал здорово. Я была там вместе с художником Машей Саблиной, и мы с ней решили, что этот юноша нам просто необходим. Он и есть наш герой. Маша подошла и взяла телефон. А потом оказалось, что у Саши мама — тоже режиссер, то есть он из театральной семьи! Саша с детства присутствовал на репетициях и участвовал в них. Так что мы получили готового артиста. Это необыкновенное совпадение!». Выступать перед публикой – не так просто, признается Саша, но партнеры по сцене вселяют уверенность и поддерживают. А работать над ролью помог жизненный опыт: — «Мы с режиссером разбирали жизненную ситуацию, показанную в пьесе, — говорит юный артист. — То, что испытывает мой герой, было у меня самого, эти чувства я и передал главному герою. Он подросток, у которого сработал юношеский максимализм, поэтому молодые зрители наверняка могут узнать в Билли себя». Вместе с ирландским пареньком Билли зрители учатся отличать жалость от пренебрежения, друзей от врагов, счастье от миража. Неизвестно, как оценил бы постановку своей пьесы в столице Югры сам Мартин Махдонах, но ханты-мансийская публика приняла очень тепло. Фото Татьяны Раздроковой и Дениса Сафонова