Режиссер Иван И. Твердовский: новое лицо российского кино
Павел Гайков, обозреватель МИА "Россия сегодня" Иван И. Твердовский – единственный российский режиссер поколения 20-летних, получивший мировое признание. Его новый проект Jumpman завоевал главный приз фонда Eurimage и 20 тысяч евро финансирования на кинорынке CineMart в Роттердаме. На следующей неделе фильм, который сейчас находится на этапе подготовки, представит Россию на Европейском кинорынке в рамках Берлинского кинофестиваля. Участие российского фильма в двух таких престижных кинорынках – уже само по себе явление уникальное. Его отец – тоже Иван Твердовский, тоже режиссер, поэтому во избежание путаницы Твердовский-младший предпочитает написание своего имени с указанием отчества. Свой первый приз "Кинотавра" Иван И. Твердовский получил, еще будучи студентом режиссерской мастерской Алексея Учителя во ВГИКЕ. В 2010-м жюри конкурса короткого метра отметило его работу "Словно жду автобуса" дипломом "за смелую авторскую работу и ярко рассказанную историю". Снятый в документальной стилистике фильм был посвящен девушке из провинции, пережившей "по собственной воле" групповое изнасилование. Гиперреалистичность в изображении жизни на периферии, экзистенциальный ужас российской действительности, жестокость подростков, травля слабых и прекрасных – очень скоро эти черты фильмов Твердовского сделают его известным и широкой аудитории. Кадр из фильма "Собачий кайф" В 2012 году Твердовский представил "Собачий кайф" – короткометражный фильм о подростках, практикующих опасные игры с удушением: "Садишься, глубоко дышишь, как собака, потом резко встаешь и тебе кто-нибудь передавливает горло. Потом вырубаешься. Ты видишь то, что очень сильно хочешь увидеть", – объясняют суть игры авторы фильма, добавляя, что за 10 лет из-за нее во всем мире погибло более тысячи подростков. Картина также была показана в конкурсе "Кинотавра", получила национальную премию "Лавровая ветвь" в области неигрового кино и приз жюри фестиваля "Святая Анна". "Собачий кайф. Трейлер" Еще важнее, что после "Собачьего кайфа" с подающим большие надежды режиссером связалась продюсер большого кино Наталья Мокрицкая. Осенью 2014-го на экраны вышла драма "Класс коррекции" с молодыми учениками Кирилла Серебренникова, актерами "Гоголь-центра" в главных ролях. Производство картины поддержало Министерство культуры РФ и европейские продюсеры. Социальная драма о девочке-инвалиде, пережившей любовь, предательство и затравленной одноклассниками, стала одной из киносенсаций года. Иван И. Твердовский получил призы теперь уже основного конкурса "Кинотавра", "Нику" как "Открытие года" и "Золотого орла" "За искренность", – а также один из главных призов кинофестиваля в Карловых Варах, самого статусного киносмотра в Восточной Европе. Кадр из фильма "Класс коррекции" Режиссер постарался передать трагизм истории со всем своим юношеским максимализмом, так что зрителям и критикам оставалось констатировать только одно: если вы не испытали при просмотре пресловутый катарсис, то у вас нет сердца.Все примечательные черты короткометражек Твердовского в этом фильме заиграли еще ярче. Ничего не понимающие, занятые своими проблемами взрослые, подростки с сознанием уголовников, показанная с документальной скрупулезностью унылая провинциальная действительность, в которой никогда ничего не поменяется, и попавшая в этот ужасный водоворот наивная и несчастная девочка в исполнении актрисы с ангельской внешностью Марии Поезжаевой. Похожим образом был устроен и второй полнометражный фильм Твердовского, "Зоология", вышедший в конце 2016 года. Главными действующими лицами на этот раз стали взрослые, но оказалось, что и они могут быть хрупки и беззащитны перед суровой действительностью – если чем-то отличаются от других. В данном случае символом инаковости стал хвост, неожиданно выросший у главной героини.Кадр из фильма "Зоология" Поддержанный Министерством культуры фильм снова был удостоен наград "Кинотавра" и карловарского фестиваля. В финансировании "Зоологии" участвовал и европейский фонд Eurimage, который поддерживает фильмы, отражающие культурное многообразие и социальную проблематику. С его же участием, например, был создан фильм Кончаловского "Рай", который еще можно увидеть в российском прокате. О новом проекте Твердовского известно только, что он также будет посвящен молодому человеку с уникальными особенностями. У фильма пока нет русскоязычного названия, и он также будет копродукцией с европейскими странами. О Твердовском сегодня пишут топовые международные киноиздания, и среди молодых российских режиссеров он главная мировая звезда. Критики уже много лет говорят о нем как об одной из главных надежд российского кино. Молодой режиссер стал продолжателем традиций "черного" авторского российского кино, в то время как большинство его представителей попыталось уйти в сторону зрительского и более оптимистичного кинематографа. Жестокие будни нашего общества получили своего нового талантливого летописца, и оказалось, что эта ниша по-прежнему востребована – как в России, так и за ее пределами.