Войти в почту

"Балерина": шаблонная история беспринципной Золушки в мире балета

Недавно в российский прокат вышел франко-канадский мультфильм "Балерина". Со всех постеров на потенциальных зрителей смотрит блестяще выполненная в 3D анимационная девочка, обещающая наконец продемонстрировать достойную конкуренцию непревзойденным персонажам Disney, Pixar и дышащих им в затылок студий. Что же скрывает качественный фантик? По мнению большинства западных и российских критиков, там - конфетка. Каким-то парадоксальным образом очередная вариация истории Золушки в мире танцев снова и снова находит отклик в зрительских сердцах, хотя только за последние 17 лет вышло несколько фильмов с аналогичным сюжетом: "серая мышка" мечтает стать танцовщицей, тренируется в свободное от работы время, связывается "не с тем парнем", терпит одну неудачу, сдается, находит новую мотивацию - и так далее на пути к заветной цели. С появлением каждого нового персонажа шаблонная история "Балерины" прорисовывается еще отчетливее, и уже примерно на 20-й минуте можно полностью предсказать каждый сюжетный поворот вплоть до развязки. И это совершенно не значит, что открывающую мультфильм череду банальных эпизодов с глупыми диалогами хоть сколько-нибудь интересно смотреть. Поскольку следить за повествованием скучно, а Парижу времен Гюстава Эйфеля (не без "пасхолочки", кстати) экранного внимания уделено мало, приходится наблюдать за развитием главной героини. И открытия, которые можно сделать в характере рыжеволосой Фелис, порождают немало вопросов к тем, кто с восторгом отзывается о фильме. Девочка попадает в парижскую балетную школу путем обмана. Она ворует приглашение другой девочки и выдает себя за нее. Как вам такой путь к своей мечте в детском мультфильме? Оправдывается поступок Фелис тем, что та девочка злая и имеет протекцию. Можно сказать, что это придирка, а зло всегда должно быть наказано. Но это - едва ли не единственная собственная инициатива главной героини за все время. В остальном ее буквально тащат и подталкивают к успеху добрые люди. Она в свою очередь умудряется не оправдывать их надежд и делать им больно - и не ради мечты на этот раз, как в случае со злой конкуренткой (которая, кстати, в итоге внезапно оказывается трудягой и жертвой обстоятельств), а просто так, по глупости, которую создатели пытаются выдать за наивность и легкость. Неудачи и падения Фелис закономерны, но законами физики и физиологией авторы пренебрегли. Девочка прыгает на нереальные расстояния, неоднократно падает с приличной высоты, бьется спиной и ногами, но не получает травм. Поскольку мультфильм воспринимается как реалистичный, это вызывает некоторый диссонанс. Все-таки, голливудская анимация приучила зрителя к безупречной физике. Канадские же аниматоры, судя по всему, никак не определятся со свойствами тел своих персонажей. Спасибо, что в этот раз обошлось без мертвой собаки. В остальном анимация выглядит более чем достойно. Убедительно перенесены в графику балетные движения. Персонажи обаятельны. Париж элегантен и романтичен. В мультфильме 300-метровая башня, позже получившая имя своего создателя, выстроена наполовину. Но вспоминается анекдот про Вовочку, молящегося о том, чтобы Париж стал столицей Китая после контрольной по географии. После просмотра "Балерины" сотни зрителей, не привыкших проверять факты, будут думать, что параллельно Эйфель занимался строительством Статуи Свободы, потому что именно она стоит во дворе его мастерской. На самом деле знаменитый французский инженер и правда приложил руку к проектированию металлического каркаса главного символа США, который действительно был создан во Франции. Только к началу строительства Эйфелевой башни скульптура уже около года стояла на своем пьедестале на острове Свободы. Впрочем, иные защитники "трогательного приключения" и это назовут придирками. Но если даже взрослых так легко провести, что уж говорить о детях? Путать факты и выдавать скверные необдуманные поступки, которые могут навредить другим, за шаги на пути к мечте - не лучшее решение для семейного развлекательного фильма.

"Балерина": шаблонная история беспринципной Золушки в мире балета
© Российская Газета