Войти в почту

«Поле» смысла или «Двое бедных румын» в «Углу»

Накануне вечером, 30 января, в Творческой лаборатории «Угол» состоялась читка пьесы Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».На родине автора пьесы именуют не иначе, как «звезду польской прозы», считая ее одной из самых ярких и необычных фигур в польской литературе и, в частности, драматургии 2000—2010-х годов. Этим летом жители и гости Казани уже имели возможность прочувствовать соцреалистическую природу авторской манеры молодой писательницы во время читки пьесы «У нас всё хорошо». И вот, спустя полгода, весточка из Польши в жанре «Роман большой дороги» снова расшевелила неравнодушную публику своей самобытностью и провокационной натуралистичностью. Причем «расшевелила», стоит отметить, во всех смыслах этого слова. «В конце каждого года мы устраиваем мозговой штурм, с помощью которого выбираем себе направление дальнейшего развития, – поделилась директор фонда «Живой город» Ирина Яркова. - И вот, под конец 2016, при обсуждении грядущих планов, пришла мысль задействовать в одной из постановок зрителей». Тусклый свет, проверка микрофона, шелест сценария. Крепкий мужской голос начинает «экспериментальную» читку. В первый раз фундаментальной основной постановки являются не профессиональные актёры, а талантливая публика. Отбор подходящих претендентов начался за две недели до самого спектакля. «Пришло около 25 человек. Мы разговаривали с потенциальными участниками читки, обращая внимания на их личностные характеристики, - рассказала куратор и режиссёр постановки Эльмира Рашитова. - В итоге на первую полноценную репетицию пришли 9 человек, и после шести встреч у них получилось побывать в роли тех, кого вы сегодня увидели». Сами герои, как и пьеса, отражают определенную (обратную) сторону современного общества. С первых минут выступления зрительный зал проваливается в атмосферу глубокой духовной экстремальности. Незнакомые прежде мужчина и женщина встретились на «underground» вечеринке с выпивкой и наркотиками. Как встретились, так и отправились забывать (а, может быть, и искать) себя с помощью путешествия по маршруту, на котором им встречаются совершенно разные люди. Пьеса прошита тонкой нитью психологизма, и каждый из «блудливых» героев и их попутчиков является типологизированным представителем современности. Уже с первого действия повествователи знакомят зрителей с вызывающими манерами героев, однако об их душевном состоянии станет известно намного позже. А именно тогда, когда молодые люди останутся одни на дороге, где их разум начинает «просветляться». Так, выяснится, что мужчина снимается в популярном сериале, на съемках которого он обязан быть уже через несколько часов, а женщина пропила свои алименты и забыла забрать нелюбимого сына из детского сада, и она не хочет возвращаться домой из-за постоянных упреков со стороны матери. Герои остаются одни со своими проблемами, от которых так стремительно «бежали» на вечеринке. Они пытаются вернуться туда, откуда пришли, понимая под этим выражением не только свой город, но и собственное Я. Все попытки, однако, тщетны, ибо проводники, которые попадаются им впоследствии, пьяны, озлоблены или безумны. Путь к Себе долог и беспросветен так же, как и та бесконечная дорога, на которой они находятся. «В глубоких произведениях «полей» смысла очень много, - отметил приглашенный в качестве независимого эксперта директор музея- заповедника «Свияжск» Артём Силкин. - Не думаю, что там есть какая-то основная идея». И, действительно, сосуд произведения, окрашенный ненормативной лексикой, порой до отвращения естественными «прелестями» жизни и простой человеческой правдой, состоит из множества моралей и умозаключений, к которым каждый из зрителей должен прийти сам. Ведь, как считает Эльмира Рашитова: «...важно, чтобы после читки или какого-то спектакля люди уходили не с ответами, а с вопросами, и желательно к себе». После «экспериментального» спектакля гости и задействованные в постановке пьесы лица перешли к дискуссионной части, в рамках которой прозвучали комментарии и вопросы зрителей, а также были обсуждены сложности и тонкости работы с непрофессиональным актерским составом. И, как заметил один из зрителей: «Не было ощущения того, что пьеса читается непрофессиональными актёрами. То, что мы увидели сейчас, даже с профессионалами не сравнится, насколько все было правдоподобно. Такое чувство, что мы не просто сидим и слушаем, а как будто смотрим за всем действием и переживаем его вместе с неприятно странными, но такими настоящими героями». В читке пьесы участвовали: Евгений Алексеев, Никита Игнашев, Елена Шайхутдинова, Алмаз Гиниятуллин, Аскар Катин, Камиль Гимаздтинов, Диана Колесникова, Дина Сафина, Лилия Цесарская. Автор - Долина Пуха

«Поле» смысла или «Двое бедных румын» в «Углу»
© Эксперт Татарстан