Войти в почту

Школьники делают спутники и запускают атмосферные зонды

30 января в Московском государственном университете начала работу традиционная Зимняя юношеская космическая школа — проект «Воздушно-инженерная школа МГУ».В этом году школа будет работать в период с 30 января по 3 февраля. Основной площадкой станет здание физического факультета МГУ. В Зимней юношеской космической школе примут участие около 200 школьников и студентов младших курсов из разных регионов России. Программа школы состоит из лекций, мастер-классов и экскурсий. Участники попробуют себя в программировании, микроэлектронике, конструировании, прослушают курс лекций на темы: «Строение Вселенной», «Космические лучи», «Строение атмосферы», «Устройство ракет-носителей и космических аппаратов», а также посетят Центр космического мониторинга НИИ ядерной физики и другие предприятия ракетно-космической отрасли. В рамках Зимней космической школы состоится отборочная сессия VI российского чемпионата проекта «Воздушно-инженерная школа». Старшеклассники и студенты представят на суд жюри проекты собственных космических аппаратов в трех лигах: регулярной, высшей и студенческой. Регулярная лига предполагает разработку и запуск мини-спутников. В высшую лигу, где требования более высокие, попадают ребята, успешно прошедшие регулярную лигу. — Такие инициативы позволяют воспитывать юных инженеров, конструкторов, программистов и других специалистов, в которых особенно остро нуждается авиационнокосмическая, оборонная и другие важнейшие наукоемкие отрасли, — рассказал руководитель проекта, заведующий лабораторией Научноисследовательского института ядерной физики (НИИЯФ) Валерий Радченко. — Отличительной особенностью нынешнего сезона является резкое увеличение числа участников, в проект приходят команды, сформированные на базе ведущих аэрокосмических предприятий. Формируется полноценная студенческая лига, участники которой запустят свои аппараты в стратосферу, создается лига «Юниор» для самых юных участников 6–8-х классов. По словам Радченко, кроме лекций, семинаров и мастерклассов, участников будут учить работать с паяльником и осциллографом, а также программировать. Десятиклассники из Королева над своим изобретением работали больше года. Мария Касьянова, Марина Черкассова и Дмитрий Екимиани уверены, что их спускаемый аппарат будет полезен как в космосе, так и на Земле. Правда, название ему они еще не придумали. — Задача нашего аппарата — забор воздуха на разных высотах с целью проверить его загрязненность, — рассказывают ребята. — Мы решили осуществить это способом, похожим на забор вакцины. Для этого нам потребовались миниатюрные капсулы (шприцы), поршни, нити, которые будут перемещать поршень, и электродвигатели. По рассказам ребят, может показаться, что это очень простой аппарат. Но это не так. Он состоит из огромного количества проводов и деталей. Ученики столичной школы № 1329 Михаил Бохонко и Арсений Мединский представили модель спутника. — Еще его можно назвать атмосферным зондом, — говорят Миша и Арсений. — Для работы его надо поднять в атмосферу на ракете. В процессе полета он измеряет показания окружающей среды и передает информацию на Землю. СПРАВКА Воздушно-инженерная школа — инновационный научно-образовательный проект Московского университета по запуску школьных мини-спутников. Он имеет международный статус и почти 17-летнюю историю. «Спутник» запускается ракетой или сбрасывается с вертолета и за время спуска на парашюте с высоты 1–2 километра передает данные на Землю.

Школьники делают спутники и запускают атмосферные зонды
© Вечерняя Москва