Джульетта на счастье

Венские успехи Аиды Гарифуллиной Опера дебют В венской Штаатсопер возобновили "Ромео и Джульетту" Гуно в постановке Юргена Флимма с участием Хуана Диего Флореса и Аиды Гарифуллиной. За успехами российской певицы (у нее выходит и первый альбом) наблюдал специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ. Юрген Флимм поставил "Ромео и Джульетту" Шарля Гуно в Штаатсопер в декабре 2001 года, заглавные партии исполняли тогда легендарные Нил Шикофф и Стефания Бонфаделли. Флимм рассказывает историю подростковой любви с уважением к театральным штампам и почтением к публике. Стоят солисты, как правило, на авансцене, а художник по свету, он же и автор декораций Патрик Вудроф, кажется, получил режиссерский карт-бланш и воспользовался им сполна. По ходу действия все часто сверкает и переливается, фейерверки слепят глаза, а звездное небо выглядит так, будто оно в алмазах. Сегодня "Ромео и Джульетта" в Вене смотрится не просто памятником Гуно (впервые оперу исполнили 150 лет назад), но и монументом в честь музыкального интернационала. В том числе нынешнего: немец поставил спектакль, которым дирижирует испанец и где сегодня сверкают перуанский тенор -- король бельканто и новая русская звезда. Это трио -- Пласидо Доминго за пультом, Хуан Диего Флорес и Аида Гарифуллина на сцене -- оказывается главным магнитом для публики. Доминго, учившийся дирижировать еще в детстве, больше 30 раз вставал за пульт Венского филармонического оркестра, он удобный партнер для певцов, ведь мало кто из дирижеров работал по ту сторону рампы. 44-летний Флорес пел Ромео уже в прошлом году, а вот для 29-летней Аиды Гарифуллиной это дебют в роли Джульетты. Интересно, что знаменитая ария Джульетты "Je veux vivre" успела раньше стать "фирменной" для молодой певицы, получившей известность после того, как она выиграла конкурс Operalia-2013, организуемый как раз Доминго. Они выступали в совместном концерте на родине Гарифуллиной в Казани, она пела и с другими звездами, например, в концертах "Дмитрий Хворостовский и его друзья". В Вене же сопрано прославилась после Оперного бала 2015 года, где исполняла как раз арию Гуно. Совместная работа с Флоресом -- пример того, как много возможностей у ее голоса. Критика пишет о его невесомости, признавая, что есть еще что совершенствовать, но обаяния и красоты хватает уже сейчас, чтобы получить редкое удовольствие. Испытываешь его и от первого диска Гарифуллиной, выпущенного фирмой Decca,-- его презентация прошла на этой неделе в Вене, продажи начнутся в феврале. Альбом открывает "та самая" ария из оперы Гуно, следом -- "ария с колокольчиками" из "Лакме" Делиба, Гарифуллина записала ее для фильма "Флоренс Фостер Дженкинс" с участием Мерил Стрип и Хью Гранта (певица сыграла там одну из ролей). А дальше 13 треков русской музыки: романсов и фрагментов опер Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова, включая арию Снегурочки (в марте Гарифуллина поет ее в Парижской опере в новой постановке Дмитрия Чернякова). Есть здесь и "Подмосковные вечера" Соловьева-Седого, и две народные колыбельные, казачья и татарская. На представлении альбома Гарифуллина спела три вещи, еще одним триумфом стало неожиданное, словно "бог из машины", появление в зале Пласидо Доминго. Он пришел поздравить коллегу с дебютом, который ему дорог в том числе и потому, что сам он свою первую пластинку записал как раз с этой фирмой. Бывают странные сближения, а бывают приятные, последние случаются редко, потому они так ценны.