Сериал "Изгоняющий дьявола": отличный ребут культовой франшизы
Недавно на девяностом году жизни скончался Уильям Блэтти, автор книги, по мотивам которой Уильям Фридкин 40 с гаком лет назад создал культовый хоррор "Изгоняющий дьявола". Блэтти снял к тому же третью часть серии, получившуюся ничуть не хуже оригинала, а на фоне дурацкого первого сиквела смотревшуюся и вовсе отлично. В нулевых было две попытки сделать приквел, одна неудачнее другой. Так что факт состоявшегося в минувшем году возрождения "Экзорциста" в телеформате поначалу породил, как минимум, некоторый скепсис. Как выяснилось - напрасно. Впрочем, это объяснимо, ведь за последние годы слова на "ре-" - "ремейк", "ребут", "рестарт" - стали все чаще вызывать реакцию, приближенную к бешенству. Слишком уж много разочарований - вроде всяких там "12 обезьян" и "Девушек по вызову" (да и "Мир Дикого Запада" можно с оговорками включить в ту же когорту) - скормили телевизионной аудитории под видом "перезагрузок" легендарных франшиз. Но ведь встречались и приятные исключения. Скажем, совершенно гениальный "Фарго" Ноя Хоули. А теперь в его компании уютно себя чувствует и новое десятисерийное (будем надеяться, пока) детище Fox. "Изгоняющий дьявола" прокрался на малые экраны почти незаметно, сходу посрамив тех, кто не ждал от него ничего хорошего. Последних, впрочем, можно понять и потому, что классический фильм пережил не только ряд вышеуказанных непосредственных надругательств, но и неисчислимые вольные пересказы и реконструкции - под другими названиями, зато на ту же моментально ставшую затасканной тему разлучения тел грешников с захватившими их демонами. Вот и казалось - ждет нас очередной трэш. С фырчащими топорно нарисованными монстрами, тухлыми скримерами и кавером на Tubular Bells. Tubular Bells и правда прозвучали - в первой серии. Что касается остального, то вышло все совсем по-другому. Ведь новый "Экзорцист" - куда больше детектив, чем хоррор. И со своей главной задачей - взять зрителя за жабры и подсадить его на крючок интриги - создатели шоу с блеском справились. Локальная история о ритуале изгнания бесов довольно быстро раскручивается до впечатляющих масштабов. А именно - антипапистского заговора и даже (отчасти) политического триллера. Но обо всем по порядку. Как и в 1973-м, бесогонов снова двое, только теперь они больше похожи на копов-напарников из какого-нибудь старого боевичка. Один - "зеленый" наивный юноша с горящим, как полагается, взором, отягощенный параллельной любовной линией. Второй - матерый, суровый, почти "слишком стар для этого", но еще даст всем прикурить. Тема полицейского бадди-муви с воротничками и распятиями вместо значков и пистолетов на этом не заканчивается, а продолжается классическим допросом в стиле "плохой поп - хороший поп", показушным "отстранением от дела" (отлучением от церкви) и так далее. Вообще "Экзорцист" за весь сезон перерождается не единожды. С одной стороны, Джереми Слейтер и компания отнеслись к оригинальной фридкиновской картине с максимальным уважением, поэтому и кое-чья голова (не одна) тут развернется затылком вперед, и по потолку отдельные личности побегают, и двойные зрачки, будьте уверены, покажут. А еще аккурат посредине сезона случается такой твист, что Нолану с его Westworld и не снилось. C другой стороны, все 10 эпизодов наблюдать, как из девчушки в четыре руки выколачивают злого духа, было бы скучно. Хотя, по сути, примерно так все и происходит. С одним нюансом: засевший в бедняжке демон - не единственный и вообще не самый страшный злыдень, а основное зло уютно угнездилось там, откуда его вытолкать будет посложнее, чем из несовершеннолетней барышни. Это к слову о вышеупомянутом политическом триллере - и здесь "Изгоняющий" неожиданно и довольно пикантно перекликается с лучшим дебютом телесезона - "Молодым Папой". Но и этим удалое жанросмешение не ограничивается. Разделавшись с игрой в полицейского, один из напарников удаляется в монастырь, чтобы научиться у пожилого мастера новому, более эффективному экзорцистскому кунг-фу (ну, вы поняли). И тут же вводятся симпатичные второстепенные персонажи, похожие на "Одиноких Стрелков" из "Секретных материалов". Не говоря уже о многочисленных жанровых трибьютах и отсылках - от непременных цитат из работ двух Уильямов - Блэтти и Фридкина - до другой хоррор-классики, вплоть до "Кошмара на улице Вязов". К сожалению, все это великолепие не стяжало достойных рейтингов: ни один эпизод не собрал у экранов более 2 миллионов зрителей - получилось все равно не так уж плохо, но для такого ТВ-монстра, как Fox, маловато. После финала сезона - положа руку на сердце, слабоватого на фоне остальных эпизодов - руководство канала взяло драматичную паузу и до сих пор молчит, не объявляя ни о продлении, ни о закрытии. Впрочем, не исключено, что сериал продолжит жить на каком-нибудь потоковом сервисе, например, на Netflix - это было бы даже лучше. Вселяет оптимизм и тот факт, что у мистера Слейтера уже есть наброски следующего сезона: там будет новая семья с бесноватым домочадцем, а также еще больше конспирологии и паранойи.