Войти в почту

Пермские деятели культуры сожалеют об увольнении министра Гладнева

Пермский гражданский комитет «В защиту культурного наследия» распространил заявление, в котором выражает сожаление в связи с увольнением губернатором пермского края Виктором Басаргиным министра культуры Прикамья Игоря Гладнева. Деятели культуры считают, что в отставку был отправлен один из самых эффективных и профессиональных министров: «Его патриотизм и гражданская позиция при решении многих проблем в области культуры вызывала не только понимание, но и одобрение значительной части жителей Пермского края. Без преувеличения его можно назвать лучшим министром культуры Пермского края в постсоветский период». Заслуженные деятели культуры, искусства и образования, которые входят в комитет «защиты культурного наследия», подчёркивают, что Гладневу «пришлось ликвидировать те «завалы» в культурной политике, которые достались ему от предшественников. Он прекратил практику выделения сотен миллионов и даже миллиардов рублей на сомнительные инициативы в области так называемого «современного искусства», когда приглашённые члены московских тусовок получали многомилионные заказы на изготовление и размещение в городском пространстве гигантских и одновременно художественно бездарных «арт-объектов», оскорбительных и разжигающих рознь выставок. Одновременно с этим по всему Пермскому краю сотнями закрывались клубы, кинотеатры, библиотеки, проводилась т.н. «оптимизация» образовательных учреждений в области культуры. Именно он в 2013 году уволил скандального галериста Марата Гельмана за организацию в том числе за счёт государственного бюджета выставки карикатур, высмеивающих олимпиаду в Сочи». Значение периода руководства пермской культурой Игорем Гладневым члены комитеты видят в том, что он стал разворачивать культурную политику в сторону деятелей культуры и искусства пермского края. «Показательно, что в течение всего срока работы на должности министра культуры он регулярно посещал наиболее значимые выставки в Доме художника, чего не делал никто (!) из его предшественников». В обращении говорится о том, что действия Гладнева стали широко известны не только в России, но и во всём мире: «Он распорядился прекратить финансирование форума «Пилорама», который ежегодно проводился в бывшей колонии «Пермь-36». «Пилорама» была широко известна своей сомнительной культурной программой, где приглашённые рок-группы пели непристойные песни, содержащие в том числе призывы к расправам над представителями органов правопорядка и личными оскорблениями в адрес президента России. Далее и сам музей «Пермь-36» при непосредственном участии министра культуры был изъят из управления некоммерческой организации АНО «Пермь-36», финансируемой из иностранных политических фондов, и передан в руки государства. В результате из экспозиции «Перми-36» были убраны стенды, прославляющие бандеровцев, как «героев национально-освободительной борьбы», фальсифицирующие данные о репрессиях в СССР, а в музее прекратилась пропаганда «Нюрнбергского процесса над Россией». Именно за эту культурную политику Игорь Гладнев яростно критиковался ведущими мировыми изданиями из США, Канады, Германии, Франции и других стран. New York Times заклеймила И.А. ладнева как самого последовательного проводника политики Путина. Показательно, что российские либеральные СМИ, которые пока преобладают в отечественной и особенно пермской медиасфере, критиковали политику Гладневу за те же действия, что и западные издания». Деятели культуры обращают внимание на то, что культурная политика Гладнева была обращена в значительной степени в сторону молодёжи. При непосредственном участии и руководстве министра была развёрнута работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в краевом центре военно-патриотического воспитания и пермском отделении Российского военно-исторического общества, которое возглавил Гладнев: «Министр неоднократно просил деятелей культуры обратить внимание на молодёжь, проводить больше мастер-классов для большего привлечения молодёжи к искусству. Так, по инициативе Гладнева была организована выставка в детской больнице №15. В мероприятии были задействованы члены Союза художников, работники больницы, лечащиеся дети и их родители. А затем представленные работы художников были подарены больнице. И министр планировал с деятелями культуры продолжение проведения мероприятий с больными детьми». Отдельно в открытом письме говорится о том, что Гладнев всеми силами способствовал организации прочных связей пермской культуры с другими регионами России и другим странами: «Замечательна инициатива Гладнева по развитию культурных связей Пермского края с Крымом: с 22 по 27 сентября 2016 года в Симферополе, Севастополе и Керчи прошли Дни культуры Пермского края. Жители Крыма познакомились с лучшими творческими коллективами Прикамья: театром «Балет Евгения Панфилова», ансамблем народной музыки и танца «Ярмарка», Пермским губернским оркестром, квартетом русских народных инструментов «Каравай» и ансамблем «Хорус-квартет». Это инициатива стала беспрецедентной культурно-политической акцией в поддержку нового региона, воссоединившегося с Россией. При участии министра культуры Гладнева были организованы выставки студентов Пермского художественного училища в Белорусском Республиканском художественным колледже имени Глебова. При поддержке Министерства культуры Пермского края пермский театр «У Моста» организовал первый в мире Международный фестиваль, посвященный творчеству знаменитого ирландского драматурга Мартина МакДонаха. В 2016 году фестиваль прошёл во второй раз и собрал лучшие постановки театров из Ирана, Польши, Шотландии, Северной Ирландии, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана, России». Члены комитета «В защиту культурного наследия» особо подчёркивают, что одной из самых важных инициатив министра, которая вызвала наибольшее противодействие со стороны некоторых групп, стала попытка вернуть бюджетные учреждения культуры под реальное управление государства с тем, чтобы они в своей репертуарной политике руководствовались утверждёнными президентом России «основами государственной культурной политики», а при хозяйствовании — нормами финансовой дисциплины: «По сути, Игорь Гладнев занимался полноценной «национализацией» учреждений культуры, возвращением их из-под диктатуры частных вкусов и личных интересов — в государство во всем объеме значения этого слова. Именно это направление деятельности министра создало ему так много влиятельных недоброжелателей: как известно, экс-губернатор нашего края Олег Чиркунов передал ряд стратегических учреждений культуры своим друзьям и любимым артистам в бесконтрольное пользование». Подводя итог, авторы обращения говорят о том, что уходящий министр культуры пермского края «провёл огромную работу по духовному возрождению нашего края, и мы благодарим его за отличные результаты. Надеемся, что он в новом качестве продолжит начатое дело по собиранию и укреплению пермской культуры. Новому министру культуры Пермского края Галине Кокоулиной мы желаем успехов в развитии культуры Пермского края, желаем продолжить и развить те положительные начинания, которые были инициированы Игорем Алексеевичем Гладневым». Напомним, Пермский гражданский комитет «В защиту культурного наследия» был избран 5 ноября на съезде «В защиту культурного наследия», организаторами и участниками которого стали представители творческого, научного и образовательного сообществ города.