Театральные премьеры февраля: "Идиот" в ГАБТ и "Изгнание" в "Маяковке"
МОСКВА, 20 янв – РИА Новости. После новогодних праздников театры начинают входить в рабочий ритм и выпускать первые премьеры: поклонников сценического искусства в феврале ждут оперы, драмы и комедии, а также концерты и фестивали. Большой театр Февраль в Большом театре пройдет под знаком музыки Мечислава Вайнберга: 12 февраля ГАБТ представит премьеру его оперы "Идиот", а 19 февраля – Екатеринбургский театр оперы и балета покажет на сцене Большого знаменитую оперу "Пассажирка". Спектакли станут частью масштабного проекта, посвященного творчеству и судьбе Вайнберга. Вайнберг (1919 – 1996) – автор 22 симфоний, двух балетов, семи опер, а также музыки к фильму "Летят журавли" и мультфильму "Винни Пух". Однако его имя не было очень известно: композитор много и плодотворно работал, но в основном "в стол". Объяснение этому есть в самой биографии Вайнберга: бегство от нацистов в Советский Союз, дружба с "подозрительным" Шостаковичем, женитьба на дочери Михоэлса, почти чудесное спасение от ГУЛАГа в связи с "Делом врачей". "Идиот" — последняя опера Вайнберга, которую он создал по мотивам одноименного романа Достоевского в 1986 году. Мировая премьера произведения в его оригинальном виде состоялась уже после смерти композитора в Национальном театре Мангейма в 2013 году и стала сенсацией. В России в прошлом году премьера прошла в Мариинском театре. Автор либретто – Александр Медведев, с которым композитор сотрудничал в создании своей знаменитой "Пассажирки". Дирижер – Михал Клауза, режиссер – Евгений Арье, сценограф – Семен Пастух. Главные партии репетируют Богдан Волков и Станислав Мостовой (Мышкин), Мария Лобанова, Екатерина Морозова и Анна Нечаева (Настасья Филипповна). Оперу "Пассажирка" покажет на Новой сцене Большого театра Екатеринбургский театр оперы и балета, который осуществил первую в России сценическую версию произведения. Премьера состоялась 15 сентября 2016 года. Эта опера – об Освенциме, о людях, которые стали "маленькими винтиками" в беспощадной "фабрике смерти", о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности. "Не устаю восхищаться оперой "Пассажирка" Вайнберга. Трижды слушал ее, изучал партитуру и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по стилю и форме произведение", — писал Шостакович. Композитор создал оперу по повести польской писательницы Зофьи Посмыш. В создании постановки в Екатеринбургском театре участвовали дирижер Оливер фон Донаньи, режиссер Тадеуш Штрасбергер, художник Матти Ульрих. Мариинский театр В Мариинском театре в феврале состоится ряд премьер одноактных опер и Международный хоровой фестиваль. Откроет парад премьер 5 февраля одноактная опера Бенджамина Бриттена "Маленький трубочист" в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинки под руководством Ларисы Гергиевой. В Мариинском-2 9 февраля состоится премьера одноактной оперы Рихарда Штрауса "Саломея" по одноименной пьесе Оскара Уайльда в немецком переводе Хедвиг Лахман. Постановку осуществляет лауреат "Золотой Маски" Марат Гацалов. Вместе с режиссером над спектаклем работают сценарист Моника Пормале, художники по костюмам Роландс Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа. За дирижерским пультом Симфонического оркестра Мариинского театра — маэстро Валерий Гергиев. А с 20 по 26 февраля во второй раз в Мариинском театре пройдет Международный хоровой фестиваль "Поющая масленица". В этом году певческий форум познакомит зрителей с хоровыми коллективами из Германии, Норвегии, Польши, России, а в камерных залах Мариинского-2 выступят детские и молодежные хоры. Особенное событие фестиваля намечено на 23 февраля: в этот день в полусценическом исполнении прозвучит детская опера Ганса Красы "Брундибар". Постановка пройдет при участии Детского хора ТВ и радио Санкт-Петербурга, а также детского хора, участники которого будут определены по результатам конкурса Мариинского театра среди юных вокалистов. Театр имени Маяковского Первой премьерой года станет в "Маяковке" спектакль "Изгнание". Это третья – после "Канта" и "Русского романа" — совместная работа худрука театра Миндаугаса Карбаускиса, драматурга Марюса Ивашкявичюса и художника Сергея Бархина. Если героями первых работ были знаменитости – философ Кант и семья Льва Толстого, то в "Изгнании" — это литовские мигранты, приехавшие в Лондон в поисках лучшей жизни. Работая над пьесой, драматург много времени провел на рабочих окраинах британской столицы. "У мигрантов есть такое странное чувство, как будто они ментально где-то в воздухе: уже ушли из своего общества и, возвращаясь в Литву, не знают новых правил этой страны. Но в то же время и в Лондоне они оказались чужими. Это можно назвать своеобразным "потерянным поколением…" — считает автор пьесы. Премьера состоится 3 и 4 февраля на Сцене на Сретенке. Главного героя Бена играет артист Вячеслав Ковалев. Театр имени Пушкина Московский театр им. Пушкина чествует свою ведущую актрису Веру Алентову, к чьему юбилею приурочена премьера "Апельсины & лимоны" по пьесе Ноэла Кауарда "Сенная лихорадка" в постановке худрука театра, известного режиссера Евгения Писарева. Писарев выбрал для постановки название, о которого когда-то отказался сам автор. "Сенная лихорадка" — это классическая английская пьеса, написанная одним из самых востребованных англоязычных драматургов в 1925 году. Она сразу имела оглушительный успех в Лондоне и до сих пор является популярной. По опыту мировых постановок пьесы, в спектакле всегда играет именитая звезда, которая не боится ассоциаций с собственной судьбой и привносит в этот образ свой личный опыт. В московской постановке, премьера которой запланирована на 9-10 февраля, главную роль актрисы Джудит Блисс играет Вера Алентова. Ее героиня покинула сцену, но никак не может привыкнуть к тихому загородному существованию. Уйдя из театра, она теперь превращает в театр свою собственную жизнь. "Это любопытная очень пьеса Кауарда, я ее видел в Лондоне, и заглавную роль там исполняла Джуди Дэнч. Такая актриса не выберет плохую пьесу для своего бенефиса, подумал я и предложил этот материал Вере Валентиновне Алентовой, а она с радостью согласилась", — рассказал РИА Новости Писарев. Вахтанговский театр Вахтанговский театр, который на некоторое время "покинул" его лидер – Римас Туминас (он начал работу в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко над постановкой оперы-оратории "Царь Эдип" Стравинского) будет в феврале принимать именитых гостей. По приглашению Туминаса в театр приезжают известнейшие итальянские артисты: Адриана Асти, Джорджио Феррара и Джованни Криппа, которые 10 и 11 февраля представят спектакль "Пляска смерти" по одноименной пьесе Августа Стриндберга в постановке знаменитого итальянского актера и режиссера Луки Ронкони. Актеры разыграют трагикомедию из семейной жизни — гротескной и в то же время очень реальной. "Пляска смерти" в постановке Ронкони с первой же премьеры была принята с восторгом зрителями и театральной критикой. Творческая команда со своим легендарным спектаклем уже побывала в Риме, Париже, на фестивале в Сполето, и вот впервые приезжает в Россию. СТИ и МХТ имени Чехова Долгожданную премьеру "Мастера и Маргариты" Булгакова в постановке художественного руководителя Студии театрального искусства (СТИ), известного режиссера и педагога Сергея Женовача, которая состоится в последние дни января, можно будет также посмотреть 1, 11, 17, 25 февраля. Жанр спектакля определен режиссером как "шизофрения с антрактом". Сообщается, что в работе над постановкой в СТИ участвует специалист по черной магии. Также в спектакле занята почти вся труппа театра, включая Алексея Верткова и Ивана Янковского. "У нас уже есть два спектакля по Чехову, два – по Достоевскому. Хочется продолжить погружение и в Булгакова. Мы будем работать над своей сценической версией сложнейшего и интереснейшего романа "Мастер и Маргарита". Как и в "Записках покойника", здесь важен мир автора и его персонажей, но, прежде всего, это история любви, которая обычно, к сожалению, уходит на второй план", — поделился своими размышлениями накануне премьеры Женовач. В МХТ им Чехова свою оригинальную версию знаменитой пьесы Евгения Шварца "Дракон" представит любитель экспериментов, возмутитель театрального спокойствия режиссер Константин Богомолов вместе со своим постоянным соавтором, художником Ларисой Ломакиной. В аннотации сказано, что постановка, премьера которой назначена на 10 февраля, "Не о власти. Не о любви. Не о деньгах". Обещают, что в спектакле будут лучшие песни, зажигательные танцы, великолепные актеры, в первую очередь сам Олег Табаков вместе с сыном Павлом, а также "невероятная искренность, пугающая откровенность и тончайшая саркастичность". Малый театр и Мастерская Фоменко Первой премьерой на только что открывшейся исторической сцене Малого театра на Театральной площади станет шекспировский "Король Лир". Ставит спектакль, который намереваются выпустить в первой половине февраля, режиссер, известный своими постановками по мировой классике, Антон Яковлев – продолжатель знаменитой театральной династии, сын Юрия Васильевича Яковлева. "Сложность восприятия этой пьесы в том, что в ней совсем нет надежды, оптимизма во взгляде на суть жизни. Впрочем, это типичный признак жанра. Таковы все великие трагедии. Они будто приговаривают людей, саму человеческую природу. Будто говорят о том, что сама генетика человека саморазрушительна изначально. И, зная историю человечества, с этим сложно спорить. Главный вопрос пьесы – может ли быть выход из этого порочного круга? Кажется, ответ давно есть — в любви и вере. Но, увы, в "Лире" мало кто верит во что-то, кроме права власти и силы. Впрочем, как и сегодня…" — поделился своими размышлениями накануне премьеры Яковлев. Заглавную роль в спектакле репетирует народный артист России Борис Невзоров. В роли Шута – Глеб Подгородинский. Дочерей Лира сыграют Инна Иванова, Ирина Леонова, Ольга Плешкова. Намеченная на последний день января премьера спектакля "Амфитрион" по пьесе Мольера, состоится в "Мастерской Петра Фоменко" 2-3 февраля. Для постановки приглашен французский режиссер Кристоф Рок, возглавляющий Театр дю Норд в Лилле. Режиссер вовсе не склонен считать "Амфитрион" комедией. По его мнению, эта пьеса о границах свободы и иерархии власти. Когда тебя лишают твоей личности, имени, дома, семьи, то ты невольно должен подчиниться. Ты должен либо сойти с ума, либо принять чужое воздействие на свою судьбу. Мольер открывает новый вид страха — страх потери собственной личности. Роли репетируют: Ксения Кутепова, Полина Кутепова, Карэн Бадалов, Андрей Казаков, Иван Верховых, Владимир Топцов, Рустэм Юскаев, Олег Любимов. Гоголь-центр и РАМТ — детям "Море деревьев" — так называется спектакль, премьера которого состоится на Малой сцене Гоголь-центра 4 и 5 февраля. Эту пьесу специально для театра написала молодой драматург Люба Стрижак, а постановку осуществил артист театра Филипп Авдеев. За музыкальное оформление отвечает музыкант Антон Севидов – солист группы Tesla Boy. Он же исполнит и одну из ролей в спектакле. Юные герои "Моря деревьев" способны менять обличья: 14-летняя Лора-Лолли в один миг может превратиться в мудрого вождя индейцев, ее ровесник толстяк Антон — стать гостем из средневековой Франции, а социопат 12-ти лет от роду Ларс — оказаться заправским пиратом. В этом прекрасном и яростном мире ковбои соревнуются с индейцами в обычном городском дворе, а встреча с зомби может случиться по дороге из школы. Стихия отчаянной, веселой игры захватывает героев, а заодно, как надеются создатели спектакля, увлечет и юных зрителей. Российский академический молодежный театр (РАМТ) в феврале продолжит проект "Большая сцена — детям", в рамках которого представит спектакль "Рикки". Режиссер Владимир Богатырев поставил спектакль по пьесе Алексея Германа-старшего и Светланы Кармалиты, в основе которого лежит одна из лучших историй "Книги Джунглей" Редьярда Киплинга — рассказ "Рикки-Тикки —Тави" о бесстрашном мангусте. В сюжет рассказа введены персонажи "Книги Джунглей и стихи Киплинга. Режиссер создал для спектакля уникальное игровое пространство, в котором бытовые вещи становятся вдруг — благодаря воображению зрителя — джунглями Индии, дынной грядкой или крыльями бабочки. В ролях выступит талантливая молодежь театра. РНО и БСО Российский национальный оркестр (РНО) приглашает на свои февральские концерты в Москве. Выступление РНО в Концертном зале им. Чайковского состоится 7 февраля. Оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Михаила Плетнева продолжает знакомить публику с творчеством самобытного польского композитора конца ХIХ — начала ХХ века Мечислава Карловича. Прожив всего лишь 33 года, Карлович создал ряд произведений, которые сегодня входят в репертуар ведущих мировых оркестров. В концерте прозвучат симфонические поэмы композитора — "Станислав и Анна Осьвецимы" и "Извечные песни". Исполнение последней станет российской премьерой. Также в программе вечера — Симфония №4 Дмитрия Шостаковича. В Большом зале Московской консерватории в рамках абонемента "Великие инструментальные концерты" 15 февраля в исполнении РНО и солиста Николая Луганского прозвучит Концерт №1 для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса, а во втором отделении — Десятая симфония Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом Михаил Плетнев. Концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского (БСО) с участием чешского дирижера Леоша Сваровски состоится в Большом зале Московской консерватории 17 февраля. Солист — скрипач Андрей Баранов. В программе вечера — "Фантастическое скерцо" и Фантазия для скрипки с оркестром Йозефа Сука и Седьмая симфония Антонина Дворжака. 27 февраля в БЗК художественный руководитель БСО маэстро Владимир Федосеев представит с оркестром и скрипачом Гайком Казазяном программу "Симфонические танцы". В программе концерта: Рапсодия для скрипки с оркестром "Цыганка", "Болеро" и "Вальс" Мориса Равеля, "Cимфонические танцы" Сергея Рахманинова. Московская филармония В ряду разнообразной и интересной февральской программы филармонии – два особенных вечера В концертном зале им. Чайковского 4 февраля Владимир Юровский и Госоркестр России им. Светланова представят публике жемчужину оперного репертуара первой половины ХХ века — оперу Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе", которая сочетает в себе классическую мифологию и сатиру, высокую драму и комедию дель арте. "Ариадна на Наксосе", известная своими виртуозными партиями, прозвучит в концертном исполнении, для чего приглашены блестящие солисты из разных стран: сопрано Мелани Динер (Германия) и Ульяна Алексюк, тенор Сергей Скороходов, меццо-сопрано Сеселия Холл (США), баритон сэр Томас Аллен (Великобритания) и другие. А 19 февраля в концертном зале им. Чайковского выступит легендарный Фрайбургский барочный оркестр, являющийся носителем немецких музыкальных традиций эпохи барокко – артистический директор коллектива Готфрид фон дер Гольц. В программе произведения одного из самых ярких представителем этой эпохи — Иоганна Себастьяна Баха. В концерте примет участие знаменитый бас-баритон, обладатель голоса необычайной красоты и гибкости Маттиас Гёрне (Германия). Московская консерватория Откроет консерватория свой февральский репертуар фестивалем к 230-летию Карла Марии фон Вебера — выдающегося немецкого композитора, критика, исполнителя, литератора, публициста, общественного деятеля начала ХХ века, создателя немецкой романтической оперы. Концерты пройдут во всех залах консерватории с 1 по 6 февраля. В фестивальной программе будет представлено оперное, симфоническое и камерное, в том числе вокальное наследие Вебера, а также сочинения его современников — Мендельсона, Шуберта, Бетховена, Доницетти. В Рахманиновском зале консерватории 1 февраля будет представлен уникальный мультимедийный проект "Биомеханика 2.0". Это проект Николая Попова и Александра Хубеева, ведущих российских композиторов, работающих в сфере электроакустической музыки и мультимедиа, в рамках которого традиционные инструменты взаимодействуют с различными медиа — электроникой, видео и светом. Концерт строится на сочетании сольных и ансамблевых пьес, в которых в различных комбинациях принимают участие приглашенные артисты и два ансамбля: "Студия новой музыки", и отмечающий в этом году 40-летний юбилей легендарный Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. 9 февраля в Большом зале Московской консерватории (БЗК) состоится открытие года Игоря Стравинского в Москве. В этот вечер Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением маэстро Владимира Юровского исполнит произведения Стравинского и Римского-Корсакова. В программе: "Погребальная песнь", соч.5 (первое исполнение в Москве) и "Жар-птица", сюита из музыки балета в редакции 1919 года Стравинского. Также на концерте прозвучит "Золотой петушок", сюита по мотивам оперы Римского-Корсакова (составители — Глазунов и Штейнберг).