20 – 27 января выставка Кэти Митчелл. Пять истин Электротеатр «Станиславский» 26 января -- 26 апреля Кэти Митчелл не только один из самых интересных современных театральных режиссеров, но и создательница собственного художественного метода, который, кажется, пока остается единственной реальной театральной новинкой XXI века. Митчелл не просто использует фильм и видео внутри своих спектаклей, но и создает на глазах у публики удивительный видовой симбиоз, своего рода Тянитолкая -- спектакль-фильм. Выставка "Пять истин" демонстрирует еще один вариант этого симбиоза и одновременно является своего рода высказыванием о технике и природе театрального дела. На десяти экранах идет в бесконечном повторе видеозапись сцены сумасшествия Офелии. Монолог сыгран актрисой Мишель Терри в пяти вариантах (на каждый вариант приходится, соответственно, по два экрана), демонстрирующих пять ключевых режиссерских методов ХХ века: Константина Станиславского, Антонена Арто, Бертольта Брехта, Ежи Гротовского и Питера Брука. спектакль Весна советская Театральный центр «На Страстном»22 января, 12.00 Большой фестиваль "Коляда-театра" в восьмой раз открывает московский календарно-театральный год -- привозя практически весь свой репертуар, с обязательными новинками сезона. "Весна советская", одна из последних премьер театра,-- спектакль-концерт по мотивам советских оперетт. Главреж и худрук Николай Коляда никогда не был замечен в особенной любви к "старым песням о главном", а вот фольклорное, частушечное начало, плавно переходящее в рок-оперное, его спектакли как раз всегда очень украшает. Равно как и присутствие в них фронтмена группы "Курара" Олега Ягодина. Он в "Весне советской", разумеется, занят -- как и вся остальная труппа театра, полный состав. В общем, есть обоснованная надежда на то, что советская оперетта у Коляды обернется не меньшей вакханалией, чем Гоголь, Шекспир или Теннесси Уильямс. мультфильм Балерина с 26 января Франко-канадский мультфильм про сироту, которая мечтает стать балериной и танцевать в Гранд-Опера. История успеха разыгрывается в нарисованном Париже конца XIX века, куда попадает золушка вместе со своим другом-изобретателем и где встречает свою добрую фею с балетным именем Одетта, которая без помощи волшебства превращает ее в звезду. Добрая история про терпение, труд и страсть, которые побеждают жестокость и зависть, как и положено в хорошей сказке. Успех "Балерины" в стране, которая больше века экспортирует балетное искусство и где в лидеры проката неизменно попадают мультфильмы, предсказать нетрудно. мини-ретроспектива Ночь Дэмиена Шазелла Кинотеатр «Пионер» 21 января, 23.30 Редкий шанс посмотреть на большом экране два громких фильма нового классика американского кино -- 32-летнего Дэмиена Шазелла. У суровой драмы "Одержимость", взявшей в 2013 году гран-при "Сандэнса" и получившей три "Оскара", на первый взгляд совсем немного общего с романтическим мюзиклом "Ла-Ла Ленд", собравшим в начале января рекордных семь "Золотых глобусов" и тем самым увеличившим свои шансы на победу в оскаровской гонке. Однако сам Шазелл считает, что "Ла-Ла Ленд" и "Одержимость" во многом похожи -- оба пытаются ответить на вопрос, можно ли остаться собой, когда твои мечты начинают сбываться. Картины связаны и музыкальной темой -- полноценным соавтором режиссера Дэмиена Шазелла выступает композитор Джастин Гурвич. Сдвоенный показ интересен, помимо прочего, тем, что позволяет увидеть, как авторский стиль молодого режиссера меняется при переходе от независимого производства к студийному. фильм Притяжение с 26 января Федор Бондарчук в своей режиссерской карьере отличается своеобразной жанровой последовательностью, чередуя военное кино с фантастическим: за "9 ротой" шел "Обитаемый остров", вслед за "Сталинградом" в прокат выходит "Притяжение". Снова фантастика, правда, на этот раз действие разворачивается не в придуманном мире, а в неуютной московской реальности. Место действия -- Чертаново, время действия -- наши дни. Сюжет фильма держался в строгом секрете, сам режиссер отшучивался, что снимает "маленький фильм о любви". При этом в официальном трейлере нам показывали масштабную панораму компьютерного разрушения Чертанова неопознанным летающим объектом, а также подростков в спортивной одежде, скандирующих: "Это наша земля!" Подозревать за всем этим высказывание о самых острых проблемах сегодняшнего дня -- о политическом выборе между традиционными ценностями и вечными, между правым реваншизмом, в который скатываются одни герои, и европейскими ценностями, к которым нелегким путем приходят другие (в том числе военный комендант города Москвы в исполнении Олега Меньшикова),-- довольно-таки трудно. Под видом зрелищного сай-фая Бондарчук снял антифашистский фильм, в котором выбор между легкими поисками внешнего врага и попыткой увидеть себя со стороны глазами другого однозначно делается в пользу последнего. выставка Владимир Опара. Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте ММСИ на Тверском бульваре 17 января -- 26 февраля ММСИ открывает год большой, отчасти ретроспективной выставкой Владимира Опары. Опара -- художник не то чтобы малоизвестный, он активно выставляется с начала 80-х, но происходит это, как правило, в небольших, не самых популярных галереях, его известность довольно тихая, и нынешняя выставка отчасти выводит его на более зримое пространство. То, что происходит это в ММСИ, логично: Опара давно преподает в базирующихся при музее "Свободных мастерских". Название тоже не случайно: Опара действительно соединяет в своем творчестве пласты совсем разных эпох -- мотивы и приемы московского неофициального искусства 60-70-х (Сидура, Рогинского, Плавинского, Янкилевского) встречаются у него с сверхсовременным медиаартом. Его главные персонажи последних лет -- "аватары", виртуальные двойники людей в социальных сетях, живущие собственными жизнями. фильм Молчание с 26 января Экранизацию романа японского католика Сюсаку Эндо о двух священниках-иезуитах, отправившихся, в разгар жестокого гонения на христиан в Японии, искать своего давно пропавшего наставника Мартин Скорсезе готовил почти 30 лет. Получился фильм даже не просто об отношениях с Богом одного героя или самого режиссера, а вообще о религиозном чувстве и этике подлинного христианства. Андрей Карташов о фильме Мартина Скорсезе лекция Что такое интеллектуальная история? Медиалофт на Пречистенке 24 января, 19.00 Большой доклад, или, точнее, лекция ученых Тимура Атнашева и Михаила Велижева, посвященный активно развивающейся в последнее десятилетие, постепенно обосновывающей свой предмет и методы ветви гуманитарных наук под названием "интеллектуальная история". Речь не идет о просто истории или политологии, и даже не совсем об истории идей. Интеллектуальная история занимается анализом тех понятий, которые определяют и двигают мысль культуры о самой себе, влиянием теоретических исканий и политических споров на реальное развитие общества. В лекции обещают две части. Первая, теоретическая, посвящена собственно введению в интеллектуальную историю и спорам о ней последних лет. Во второй, практической, ученые предлагают применить аппарат этой теории к конкретному объекту -- публичной общественной полемике времен перестройки. Как считают Атнашев и Велижев, введенные тогда в широкий оборот термины и идеи до сих пор во многом определяют развитие российского общества и его сознание. спектакль Встречайте, мы уходим Театр имени Моссовета (Основная сцена) 26 января, 19.00 Больше 30 лет назад советский драматург Владимир Арро написал ставшую сразу очень популярной драму под названием "Смотрите, кто пришел" -- о том, что новые времена порождают новых людей, без особых размышлений сбрасывающих с корабля современности людей старых. В наши дни вполне коммерческая, антрепризная пьеса неожиданно рифмует названия -- и сюжеты. Два "могучих старика", Виктор Сухоруков и Андрей Шарков, прощаются, но не уходят, а заполняют собою весь вечер, доказывая, что они еще о-го-го. Бенефис двух прекрасных актеров, которые, разумеется, никуда не собираются с парохода современности, вполне вписывается в репертуарную традицию Театра имени Моссовета -- достаточно напомнить легендарный спектакль-дуэт "Дальше -- тишина". выставка «Капричос». Гойя и Дали ГМИИ имени Пушкина с 24 января Знаменитую сатирическую серию офортов Франсиско Гойи покажут вместе с чуть менее знаменитым ее ремейком Сальвадора Дали. Взяв за основу гелиографические репродукции эстампов Гойи, Дали дорисовал их сухой иглой и раскрасил в технике пошуара, то есть выступил в амплуа скверного мальчишки сюрреализма, который так и норовит пририсовать усы «Джоконде». Анна Толстова о выставке в ГМИИ имени Пушкина