Краевед Сергей петров: «Я и есть министр!»
На гость уверен, что историко-краеведческий потенциал нашего региона не задействован и на малую толику, а «культурная столичность» ограничивается дорогими «звёздными» мероприятиями с нулевым результатом. Параллельно А. Юхтанов: - Сергей Борисович, в последнее время нарисовалось много претензий к региональному Минкульту, которые озвучены разными людьми. Вопрос с назначением главы ведомства, кажется, «завис» капитально. Почему работа этого органа власти пробуксовывает? С. Петров: - У работников культуры, с которыми я общаюсь, известие о том, что губернатор решил освободить Татьяну Александровну Ившину от занимаемой должности, вызвало, как раньше говорили, чувство глубокого удовлетворения. Но ещё большую эмоциональную реакцию вызвало сообщение, что её ставят назад, туда, где она уже была – в Фонд «Культурная столица». Это уже, соответственно, было чувство глубокого разочарования. Этот фонд – какая-то параллельная с министерством структура. И надо ещё посмотреть, куда идёт больше денег. Думаю, что как раз туда. Если бы это было не так, не срывалась бы подписка на газеты библиотекам. Свои газеты, в том числе «Аргументы и факты», я лично ношу после прочтения во Дворец книги. Потому что сами они на прессу не подписаны. Ни на «Культуру», ни на «Литературную газету». - Библиотеки без газет - это, конечно, позор. А какие ещё есть, на ваш взгляд, наиболее острые, не решаемые много лет проблемы? - Что далеко ходить? Идём по улице Ленина, и видим рядом с Центром-музеем Гончарова ценное историческое здание бывшей типографии, где до революции находился магазин сельскохозяйственных машин Юргенса. В нём, кстати, впервые зажглась электрическая лампочка в Симбирске. Оригинальное здание в виде крепости или замка. Пять лет тому назад во время конгресса, посвящённого 200-летию со дня рождения Гончарова, его стыдливо завесили фальшфасадом. Скоро это покрывало уже третий раз будут менять - обветшало. А здание так и не ремонтируют. Оно не отапливается. Я подозреваю, это делается намеренно, чтобы в один прекрасный момент заявить: «К сожалению, здание восстановлению не подлежит». А затем сломать и построить магазин трёхэтажный. А решена ли у нас проблема краеведческого и художественного музеев? - Вопрос риторический. Давно уже речь идёт о том, что двум музеям тесно в одном здании, и один из них необходимо перебазировать на другие площади... - Никто даже и не пытается решить этот вопрос. Или реконструкция здания под областной архив. В очередной раз обещали устроить новоселье в празднование юбилея Карамзина. Сейчас перенесли ровно на год. Перенесут и ещё на год! У нас только что, в декабре, закончился уникальный съезд директоров литературных музеев. Здесь собрался весь цвет. Директора одиннадцати только пушкинских музеев. Их свозили в Языково. И они спрашивали: «Как же так, почему вы не восстанавливаете усадьбу?». Никто не может ответить. А ведь идея возникла ещё при раннем Горячеве! Сколько трехэтажных особняков выросло за это время в нашем городе? Почему не подвинули дом губернатора? - Вы считаете, что решение таких проблем под силу руководителю местного культурного ведомства? - Наверное, последним умным областным «министром культуры» был Николай Борисович Каменский. Я помню его хорошо. Он, между прочим, предлагал спасти Дом губернатора. - Вы говорите о конце 60-х? - Да! Он пригласил инженера, который в 30-е годы в Москве на Тверском бульваре поворачивал дома вместе с жильцами. Специалист приехал, 4 дня жил у нас в гостинице, ходил к Бабаю (Анатолий Скочилов, 1-й секретарь обкома в 60-70-х гг. – Ред.). Хотели пробить идею - повернуть дом параллельно будущей эспланаде. Ведь здесь и Пушкин останавливался, и Гончаров работал. Но столичным архитекторам очень уж хотелось всё здесь сломать. Если бы это здание сохранилось, сейчас бы не стоял вопрос, куда переселить краеведческий музей. Ещё одна святая обязанность местного Минкульта – привлекать федеральные средства под важные исторические даты. В 1998 году на 350-летие Симбирска-Ульяновска ничего не удалось получить. Тогда же Тула на 400-летие Тульского самовара получила огромные деньги. 1999 год, 200 лет Пушкину. Кто хотел получить деньги «под Пушкина» – получили. Наши ни рубля не попросили в Москве. 2003 год – юбилей Николая Михайловича Языкова, 200 лет со дня рождения. Ни рубля не попросили на восстановление Языковской усадьбы! Швыряют деньги - Но разве, в конце концов, важно, кто возьмёт на себя культурную сферу: Минкульт или Фонд «Культурная столица»? Главное, чтобы дело двигалось! - Этот Фонд «Культурная столица» попросту внаглую швыряется деньгами! Один осведомлённый человек мне сказал, что на первый конгресс, Форум «Культурная столица» – миллион долларов ушёл. И на второй конгресс тоже. При этом специалистов, которые хотели разобраться в том, на что конкретно ушли средства, попросту «отодвинули». - Если резюмировать, чего не хватает нашему Министерству искусства и культурной политики? Денег? Доброй Воли? Профессионализма? Ума? - Я вам так скажу, они не знают и не хотят знать нашей самобытной культуры. Им не нужны, действительно, вложения в материальную базу культуры, в укрепление библиотек, домов культуры, музеев. Им нужны громкие пиаровские кампании. Проводится это очень глупо. Потому что приезжают, действительно, большие талантливые люди, которые просто мелькают в толпе. Им дают по 10 минут выступить, потом они разъезжаются. Нам же нужно «штучных» людей индивидуально приглашать. Пусть к нам в течение года приедут 300 больших, интересных людей. Не на большое мероприятие! Потому что они сами уже есть «мероприятие»! Хорошо круглый стол с таким человеком устроить, чтобы он повыступал, да не в одном месте. Чтобы он дал интервью хорошие разным СМИ. Чтобы след остался. - За одно мероприятие в году, наверное, отчитываться проще... - Да никто и не отчитывается, чем они занимаются целый год. И так ясно, «готовятся к форуму». А потом удовлетворённо вздыхают: «Ой, у нас было 500 человек, 300 площадок, за три дня посетило 50 тысяч человек». И все деньги потрачены. Споём по-симбирски! - Какие перспективные проекты вы видите? - Я продвигаю такой проект. У нас рядом Самара. А у них есть музыкальный бренд. Незамысловатая песенка... - «Самара-городок»? - Совершенно верно. И что только они с ней не делают! Заставляют каких-то американцев петь, записывают. Я занимаюсь музыкальным краеведением. Собрал сведения, что самые знаменитые русские песни написаны или на слова симбирских поэтов, или на музыку наших композиторов... - Ну, все знают, что слова песни «Из-за острова на стрежень» написал наш поэт Дмитрий Садовников. А что ещё? - «Нелюдимо наше море» на слова Николая Языкова. Ещё есть песня: «Запрягу я тройку борзых тёмно-карих лошадей и помчусь я в ночь морозну прямо к любушке своей». Автор и композитор Осип Лазарев, уроженец Симбирска. Дальше! «По дону гуляет казак молодой». Слова и, возможно, музыка – Дмитрия Ознобишина. Следующая знаменитая песня. «Окрасился месяц багрянцем и волны бушуют у скал... » Дмитрий Минаев написал слова! Я предлагаю сделать программу, бренд музыкальный из этого. Ноль внимания! Ни музыкальная общественность, ни оркестр русских народных инструментов, ни отдельные солисты эту идею не воспринимают. С таким отношением я даже и не знаю, имеет ли значение, какая фамилия будет у нового министра культуры... - Допустим, Петров... - А я уже всем говорю, что я и есть неофициальный министр культуры. Слушайте, что я предлагаю, берите на вооружение. И всё будет отлично!