Войти в почту

Андрей Кончаловский нашел границу между раем и адом

19 января премьера одного из самых ожидаемых фильмов года — драмы «Рай» Андрея Кончаловского, выдвинутой на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».В центре сюжета — переплетение судеб трех героев: русской эмигрантки-антифашистки, французского жандарма-коллаборациониста на службе у гестапо и эсэсовца, инспектирующего лагерь смерти. Незадолго до премьеры режиссер ответил на вопросы обозревателя «ВМ». — Андрей Сергеевич, снимая фильм «Рай», поднимающий тему холокоста, вы обмолвились, что этой картиной продолжаете традицию, заложенную Достоевским. Вы тоже считаете, что «душа человеческая — поле битвы между ангелом и дьяволом»? — У человека ад и рай — в душе, место границы между ними зависит от каждой отдельной личности. Человек — существо сложное. Он должен чем-то питаться, спасаться от холода, продолжать род. Но в нем же существует и духовная составляющая — размышления о Небе, стремление к Абсолюту. Для меня «Рай» — попытка проанализировать факт того, что зло — и так было всегда — остается привлекательным и соблазняет. Эту соблазнительность первым и подметил Федор Михайлович в «Преступлении и наказании». И его размышления произвели революцию в литературе. В свое время я был потрясен историей русской княгини Веры Оболенской — героини французского Сопротивления, которая окончила свою жизнь в тюрьме в 1944 году, а также трагической историей Ариадны Скрябиной, дочери известного композитора. Тогда мне и запала мысль о фильме. Но, как это бывает, от замысла до его воплощения прошли десятки лет. Моцарт говорил, что слышит симфонию сразу за секунды, но нужны месяцы скучной работы, чтобы ее записать на бумагу. У меня фильм возникает в голове в виде некой тональности, а потом начинается работа — сцена за сценой приближаешься к услышанному. А затем в ходе съемок начинаешь вымарывать написанные страницы. Потому что диалоги в сценарии нужны, чтобы определиться с эмоцией. И, начиная снимать, вдруг понимаешь, что слова лишние. У меня есть сцена, где два немецких офицера должны были произносить длиннющий монолог. В какой-то момент я понял, что нужно оставить одного бесконечно говорящего офицера, а другой должен молчать и слушать. И это молчание оказалось сильнее и выразительнее. Язык кинематографа — это еще и искусство избавления от ненужных вещей. — Вы говорили, что в кино нет ничего дороже человеческого лица, взятого крупным планом. Герои «Рая» исповедуются перед камерой с «того света» и выглядят очень убедительно. Как вы этого добивались? — Есть свои маленькие секреты. Трое артистов долго готовились, изучая по источникам возможные биографии своих персонажей. Я предупредил, что не важно, что мы им написали в сценарии, важно то, что они сами будут знать об этих биографиях. Юля Высоцкая читала различные материалы об участниках Сопротивления. Немецкий артист Кристиан Клаусс изучал быт немецкого офицера СС, особенности психологии и ментальности. Француз Филипп Дюкень смотрел материалы о коллаборационизме и полиции. Потом я им устроил экзамен, на котором мне их игра была не нужна. Они сидели перед камерой трое суток. Когда человек сидит так долго перед камерой, он находится в другом состоянии, нежели когда играет с партнером. Это состояние мучительно для артистов. Причем я задавал им провокационные вопросы, сбивавшие с толку. Сцены выстроены так, что иногда они воспринимаются как допрос, иногда как исповедь, иногда как воспоминание. Мейерхольд говорил, что импровизация хороша, особенно та, которая подготовлена заранее. — На какую реакцию надеется режиссер, снимая такое кино? — Я не верю, что кино может что-то глобально изменить в восприятии людей. Если это было бы так, то и литература могла бы нас менять, и мы уже давно жили бы в раю, потому что создано много великих произведений. Я снимаю кино для людей, которые хотят получить ответ на какие-то свои собственные внутренние вопросы. СПРАВКА Мировая премьера картины состоялась в рамках основной конкурсной программы 73-го Венецианского международного кинофестиваля, где Андрей Кончаловский был удостоен «Серебряного льва» за режиссерскую работу. Фильм выдвинут от России на премию «Оскар». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Андрей Кончаловский: "Рай" - это абсолютно непродажная вещь 19 января на российские экраны выйдет новый фильм Андрей Кончаловского «Рай».Но уже до своей широкой премьеры эта картина успела вызвать резонанс у кинокритиков. Еще бы, ведь на минувшем 73-м Венецианском кинофестивале Кончаловский получил "Серебряного льва" за эту картину (далее...)

Андрей Кончаловский нашел границу между раем и адом
© Вечерняя Москва