«Русская Терпсихора». Как Пушкин подарил бессмертие балерине Истоминой

«Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной. Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит», - так описала легендарную танцовщицу Авдотья Панаева, дочь артиста Александринского театра, мемуаристка, гражданская жена Николая Некрасова. Былая красота «русской Терпсихоры» стала рано покидать ее, вместе со здоровьем. Танцовщица, посвятившая сцене 20 лет жизни, жаловалась на боли в ногах и безуспешно просила императора отправить ее на курорт, на воды, чтобы поправить здоровье. Но Николай I был глух к ее мольбам. Более того, на одно из прошений он ответил письмом, в котором советовал театральной дирекции вовсе уволить Истомину. Так и завершилась в 1836 году карьера «блистательной и полувоздушной» Авдотьи, богемной роковой красотки, воспетой Пушкиным в «Евгении Онегине». В день рождения ведущей танцовщицы петербургского Большого театра SPB.AIF.RU вспоминает ее яркую и трагичную судьбу. Любимица Дидло О детстве и юности будущей звезды мало достоверных данных. По одной из версий, шестилетнюю девочку привел в театральное училище некий музыкант. На юное дарование обратил внимание балетмейстер Шарль-Луи Дидло, которого в 1801 пригласил в Петербург сам директор императорских театров Петербурга Николай Юсупов. Именно Дидло произвел настоящий переворот в хореографии, оставив в прошлом тяжелые кафтаны, шиньоны и парики актеров, сделав акцент на технику танца и «систему полетов». Именно прыжки – «полеты» - и стали визитной карточкой Авдотьи Истоминой, одной из лучших учениц Шарля-Луи. На сцене она дебютировала в 17 лет. Исполнив партию Галатеи в балете «Ацис и Галатея», она буквально ворвалась в мир танца. В свете заговорили о талантливой красавице, поражающей грацией и магией черных глаз. В будущем ее ждали роли в балетах «Зефир и Флора», «Африканский лев», «Калиф Багдадский», «Евтимий и Евхариса», «Роланд и Моргана», «Лиза и Колен», «Лелия Нарбонская». С новыми ролями росло и число ее поклонников. Авдотья любила бывать в свете, часто ее можно было встретить на вечерах начальника репертуарной части петербургских императорских театров князя Шаховского. После спектаклей представители богемы спешили к Шаховскому на «чердак» (его квартира была на самом верхнем этаже дома), чтобы поделиться впечатлениями и обсудить последние светские новости. На таких вечерах бывали Грибоедов и Пушкин, которые сыграли огромную роль в жизни Истоминой. «Une partie carrée» Из-за дружбы с Авдотьей Александр Грибоедов оказался замешан в громком скандале и даже лишился пальца. Роковая красавица из толпы поклонников выбрала кавалергардского штаб-ротмистра Василия Шереметева, чей вспыльчивый нрав и ревнивый характер в итоге стоил ему жизни. Тихой идиллии в жизни пары не было. Популярность избранницы не давала покоя Шереметеву: он устраивал ей громкие скандалы, болезненно реагировал на любое внимание мужчин к его возлюбленной. По легенде, после одной из таких ссор Истомина пожаловалась на свою жизнь своему знакомому Александру Грибоедову. Тот предложил ей развеяться, поехав с ним к камер-юнкеру Александру Завадовскому, который слыл ловеласом и покорителем женских сердец. Вскоре Авдотья примирилась с Шереметевым, но мир между ними был нарушен слухами. В свете стали говорить, что Истомина провела у Завадовского в гостях несколько дней. Сама она отрицала любовную связь, заявляя, что разговоры о любви имели место быть, но она была непреклонна. Шереметев не мог оставить это дело и вызвал соперника на дуэль. Роковая встреча состоялась утром 24 ноября 1817 года на Волковом поле. Секундантом штаб-ротмистра стал корнет Александр Якубович, с другой стороны пришел невольный участник любовного многоугольника Александр Грибоедов. Прозвучали выстрелы, после чего стало ясно – Шереметев серьезно ранен. Его отвезли домой, где на следующий день он умер. После поединка между Якубовичем и Грибоедовым произошла ссора, закончившаяся тоже вызовом на дуэль. Реализовать свои намерения, правда, они смогли только через год: по делу о гибели Шереметева началось следствие, Якубович уехал на Кавказ, а Завадовский был отправлен за границу. Через год Якубович пересекся с чиновником Коллегии иностранных дел в Грузии. Стрелялись они в районе Тифлиса. Грибоедов был ранен в руку – противник прострели ему мизинец левой руки. Годы спустя именно по изуродованному пальцу опознали тело писателя после резни, устроенной в Тегеране в январе 1829 религиозными фанатиками. Эта дуэль вошла в историю как «Une partie carrée» - «четверная дуэль». «Блистательна, полувоздушна» По воспоминаниям очевидцев, история с произвела большое впечатление и на Пушкина. В 1834 году, начав работать надо романом «Русский Пелам», в набросках он описывал этот эпизод. В черновиках исследователи встретили фамилии Грибоедова, Истоминой и Завадовского. По другой версии, Пушкин думал над отдельным романом с рабочим названием «Две танцовщицы». «Две танцовщицы - Балет Дидло в 1819 году. - Завадовский. - Любовник из райка( Быть может, имеется в виду несчастный Шереметев.). - Сцена за кулисами - дуэль - Истомина в моде. Она становится содержанкой, выходит замуж - Ее сестра в отчаянии - она выходит замуж за суфлера. Истомина в свете. Ее там не принимают - Она устраивает приемы у себя - неприятности - она навещает подругу по ремеслу» - было написано в его черновиках. Для литературоведов не секрет, что задолго до этого блистательная Истомина была предметом обожания молодого поэта. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет. Так он описал ее танец в «Евгении Онегине» и щедро наградил титулом «русской Терпсихоры», фактически подарив бессмертие благодаря роману в стихах. Помнил о ней поэт и во время южной ссылки, когда она танцевала в балетах Дидло, созданных по мотивам его произведений - «Кавказском пленнике» и «Руслане и Людмиле». Стоит отметить, что в произведении «Две танцовщицы», Пушкин мог бы передать всю горечь личной жизни бывшей звезды. Покинув сцену Истомина, вышла замуж за актера Василия Годунова, который вскоре скончался от тифа. Овдовев, она нашла утешение в объятиях драматического актера Павла Экунина, который стал вторым супругом танцовщицы. Эпидемия холеры, разразившаяся в Петербурге в 1848 году, унесла жизни супругов. Евдокия Ильинична была похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. На ее могильной плите написано: «Евдокия Ильинична Экунина, отставная артистка».

«Русская Терпсихора». Как Пушкин подарил бессмертие балерине Истоминой
© АиФ Санкт-Петербург