Ефремов сменил красный пиджак на благородный
17 января в Московском театре «Современник» — громкая премьера сезона: «Амстердам» с Михаилом Ефремовым в главной роли. Режиссер Сергей Газаров вернулся в театр, где начинался его актерский путь, чтобы показать своим современникам, 50-летним папашам, какими «орлами» они стали в демократическом мире и как у них складываются отношения с детьми. Для этого Александр Галин написал пьесу «Парад».Действие разворачивается в городе безграничной свободы — Амстердаме. Галин продолжает в «Параде» тему идентификации бывшего советского человека в так называемом цивилизованном мире. Герой Михаила Ефремова — чиновник среднего ранга Скворцов приезжает на свидание со своей женой (Алена Бабенко) и сыном (Шамиль Хаматов) в столицу Нидерландов, где невольно оказывается в роли грибоедовского Фамусова, критикующего Европу, западное образование, инакомыслие и взбесившуюся молодежь. Его сын Виктор учится в Европе, и мама тут поселилась. У Скворцова немало грешков, один из которых не спрячешь — зависимость от спиртного. Все первое действие Михаил Ефремов распивает коньяк, шампанское, виски, пока не валится с ног под действием бабушки текилы — «эльпульке». Кстати, правильное название «ВМ» продиктовал исполнитель роли главного оппонента Скворцова, напоившего его этим напитком, — Евгений Павлов. Молодой и, бесспорно, талантливый актер «Современника», создавший образ поэта Андрея Вознесенского в сериала «Таинственная страсть» по роману Аксенова, в «Амстердаме» играет поэта, полумексиканца, полурусского и очень ранимого парня, который ищет по миру любящую душу, а находит одни страдания. Из странного дитя интернационального брака Скворцов пытается сделать нормального, даже девушку находит ему в Москве, только кто бы его самого сделал нормальным? Михаил Ефремов играет «горе-родителя», не «промотавшего состояние», но потерявшего человеческий облик и совесть. Видеть это грустно, потому что по своим качествам Скворцов был хорошим, добрым человеком, даже с задатками сокола, но в ходе войны за деньги превратился в стервятника. Мораль героя Ефремова: «Свободен только хищник». Он сменил красный пиджак на благородный, но его руки — в крови, и потому пьет «по-черному». Второе действие герой Ефремова борется с похмельем, и домой летит трезвым. В спектакле показана драма незаурядного человека, разменявшего свою жизнь на земные радости, и в итоге потерявшего сына. Кстати, в Амстердаме он ничего не видел. На параде был, но забыл.