Рената Литвинова: Дива постмодернизма 

Рената Литвинова: Дива постмодернизма
Фото: Российская Газета
Однажды знакомая, работающая на ТВ, рассказала такую историю. Перед очередной премьерой ей нужно было записать короткое интервью с . И вдруг за пару минут до начала беседы актрисе позвонила дочь. И с Литвиновой произошла невероятная метаморфоза — взяв трубку, она моментально выключила свой знаменитый образ, поменяла манеру речи и вдруг стала сама собой. «Наблюдать за этим было безусловно любопытно, — вспоминала потом журналистка. — Но когда она закончила разговор и забыла „включить Ренату Литвинову“, я испугалась за репортаж. Для него нужна была та Литвинова, которую люди знают».
Все закончилось благополучно. По ходу пьесы выяснилось, что процесс вживания в публичный образ у Ренаты Муратовны происходит автоматически и совершенно органично — без всяких подсказок и напоминаний. И в этой естественности, с которой она переключается на «искусственность» (дальше объясним, почему это слово взято в кавычки), наверное, и кроется секрет ее уникальности.
Актрисами, которые до мелочей, до крошечных деталей придумывали себя, мировой кинематограф просто кишит. Весь «золотой век»  — это парад фальшивых биографий, окутанных тысячами выдуманных легенд. Кто такие и Кэтрин Хэпберн без мифа про них? Правильно, просто красивые барышни. А с мифом — дивы. И Литвинова, конечно, тоже дива — только в ту эпоху, когда массовое производство див уже закончилось.
Рецепт создания из себя дивы Литвинова, конечно, подсмотрела там, в «золотом Голливуде». И в качестве образца, можно предположить, выбрала одну из самых сложноустроенных звезд того периода — . Сложность Дитрих была не в том, что она была чужестранкой в Голливуде. И даже не в том, что она оставалась настоящей актрисой, даже когда камера была выключена. Сложность Дитрих в том, что в этом своем актерствовании в обычной жизни она доходила до невероятных вершин — для нее, как для героини моэмовского «Театра», вся жизнь была игрой. А то, что не было игрой и жизнью не очень считалось. Не случайно ведь в своей автобиографии (на редкость, кстати, сервильной — на склоне лет Дитрих решила изобразить невинную инженю) она фактически ничего не пишет о том, как жила в одиночестве в Париже после ухода из кино. Так и для Литвиновой не существует никакой искусственности в ее публичном образе — это едва ли не самая органичная часть ее артистической натуры.
Но Литвинова, конечно, слишком умна, чтобы просто подражать Дитрих. В этом случае она бы просто осталась одной из многих. Тем более, что «русской Дитрих» кого только из великих не называли — в диапазоне от  до . Литвиновой тоже со временем найдется место в этом пантеоне, но с существенной оговоркой — помимо Дитрих внимательная Литвинова надевает на себя и множество других одежек. Являясь от природы гениальной клоунессой, она, например, своим метким и острым языком продолжает традиции  — ее «как страшно жить» и «шлачина и перегной» основательно ушли в народ.
Но самое главное, что при всем этом она остается самой собой. Даже вещью в себе — крепким орешком для любого режиссера. Не зря ведь ее любят именно режиссеры-интеллектуалы, которые моментально распробовали бы фальшивку. Парадокс Литвиновой ведь еще и в том, что снимаясь исключительно у режиссеров-авторов ( Гринуэй, , , ), фильмы которых смотрят в нашей стране в лучшем случае десятки тысяч, она остается кумиром миллионов. В режиссерской ипостаси она также не заигрывает с широкими зрительскими массами — вряд ли большой процент из тех в нашей стране, кто восхищается ей, видел хотя бы один из ее художественных фильмов.
А секрет этого парадокса в том, что создавшая сама себя Рената Литвинова, будучи дивой эпохи развитого постмодернизма, на самом деле куда шире и многогранней своего образа. Постмодернизм, как известно, разрушил иерархии и заменил содержание формой, бесконечной игрой цитат. Литвинова с удовольствием играет в эту игру, но остается прежде всего личностью. В тот момент, когда в отечественном кино не хватает как раз личностей именно она становится лучшим олицетворением нашего кинематографа — его вечно молодым и прекрасным символом.
"РГ" поздравляет Ренату Литвинову с днем рождения и желает ей реализовать все свои творческие и личные устремления!
Видео дня. Хилькевич захейтили за признание о пережитых домогательствах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео