«Играть приходилось через мучения». Актёр Петр Зайченко о роли митрополита
Для волгоградского актёра со всероссийской известностью Петра Зайченко ушедший 2016 год, Год российского кино, оказался плодотворным. В многосерийном историческом сериале «София» он перевоплотился в одну из ключевых фигур картины - мирополита Филиппа. В интервью «АиФ-Волгоград» Пётр Зайченко рассказал, каково было вживаться в эту роль, какой еще образ он хотел бы примерить и в каком состоянии, на его взгляд, пребывает отечественное кино. Трудно быть пастырем «АиФ-Нижнее Поволжье», Сергей Новицкий: Пётр Петрович, в сериале «София» вам досталась роль духовного лидера Московского государства при Иване III – митрополита Филиппа. Легко ли было вжиться в образ? - Мне повезло с консультантом - меня в будущую роль митрополита ввёл отец Вячеслав, настоятель Казанского кафедрального собора. Мы с ним провели долгие часы в беседах о том времени, об особенностях эпохи, роли православной церкви в ней. Учился у него буквально всему: как держаться на молитвенных, светских церемониях, как беседовать. Ведь тогда многое было по-иному в церковной жизни. Крестились тогда двуперстием. И патриархов-то не было – в каждом княжестве ещё не полностью объединённой Руси были свои митрополиты. Московское княжество только начинало своё возвышение, собирательство русских земель в единое государство. - А какие сцены были для вас сложными? - Особо трудна была одна сцена. Я хожу медленно, с палочкой. А тут: митрополит благословляет перед военным походом огромный строй воинов святой иконой. Держит её двумя руками над собой, идёт в кадре несколько минут вдоль строя. В других сценах свою болезнь ещё как-то скрывал с помощью посоха митрополита - он ему положен по сану, а здесь... В общем, пришлось играть на каком-то нечеловеческом усилии, пределе, «втором-третьем дыхании», как говорят спортсмены. Боль, мучения претерпел, и без опоры прошёл в сцене. Как говорится, «сан обязывает». Вообще, историческая фигура митрополита Филиппа сложная, но интересная. Он даже улыбается в фильме редко, да и говорит, как и истинный деятель, исключительно по делу, сжато, ёмко. Владеет собой даже в самые драматичные моменты, например, когда ложится сам на плаху, прикрывая собой приговорённого, остановив ненужную казнь государевых слуг. Для меня такая роль во всём интересна. Кстати, мы с моим партнёром Евгением Цыгановым - он играет в сериале великого князя московского Ивана III - спонтанно придумали сцену, которой изначально не было. Когда самодержец потерял сына-наследника, впал в такое помутнение рассудка на время – не мог больше ни о чем думать. И тут митрополит Филипп, поняв, что словами делу не помочь, от души даёт ему «в лоб». Мы эту сцену показали режиссёру, он с изумлением сказал: «Именно то, что надо, тут и диалогов не нужно». Груз бороды - Говорят, съёмочная судьба у сериала непростая: над ним работали два разных режиссёра... - Начинал сериал снимать режиссёр Вячеслав Росс, мой давний хороший давний знакомый ещё по фильму «Сибирь Монамур». Но, отсняв немного материала, Росс решил с продюсерами фильма расстаться. Скандала не было. Скорее недопонимание с финансистами, продюсерами картины. Полностью снял сериал уже другой режиссёр – Алексей Андрианов. В современном кино фигура режиссера уже не главная. Часто теперь режиссёр – вовсе не бог и царь на съёмочной площадке, как было раньше, но лицо, зависимое от кинопродюсера, - именно тот решает как быстро, в каком графике, на какой бюджет и в каком составе картину снимать. Не каждому режиссёру такое понравится. Слава Росс вот, как видно, с таким диктатом не согласился. - На многие исторические и «возрастные» роли вам нередко приходилось специально растить бороду. Здесь без «бороды по случаю» тоже не обошлось? - Именно так. Когда решался вопрос с ролью митрополита, Росс предупредил заранее: «Петрович, дорогой, на эту роль тебя возьмём без всяких проб. На тебе пробы ставить негде. Только настоятельная просьба – бороду для съёмок отпусти настоящую. Не хотелось бы тебя снимать с накладной, искусственной». Что ж, пришлось длинную седую бороду отрастить. Правда, с этой бородой потерял два проекта. За минувший год меня трижды звали ещё, но условие выдвигали противоположное – там должен быть безбородым. Приходилось отказывать... - С партнёрами по съёмке было взаимопонимание, легко было работать? - А то нет! Какие со мной профессионалы играли – Евгений Цыганов чего только стоит. Роль матушки будущего великого князя сыграла замечательная актриса Надежда Маркина. Вообще, я из всей съёмочного актёрского состава оказался в сериале единственным не столичным, периферийным актёром. Ну, коль меня на такую роль аж из Волгограда вытащили, за тысячу километров на съёмки призвали, значит, всё хорошо, профессионально я пока востребован. - А была ли в недавно вышедших российских фильых роль, которую ну очень хотелось бы примерить на себя? - А что тут примерять – вон в «Тихом Доне» Сергея Урсуляка роль отца семейства Мелиховых Пантелея Прокофьевича сыграл Сергей Маковецкий. Но режиссёру всегда виднее, кого брать на роли для своей картины. В круге истории - 2016 год был Годом российского кино. Стал он стимулом для развития отечественного кинопроизводства? - Может, в масштабах страны и стал, не мне судить. А вот наш Волгоград оказался впереди планеты всей... с конца. Местные чиновники от культуры умудрились именно в Год кино окончательно ликвидировать облкиновидеоцентр на улице Советской, выставив само здание на продажу. Даже фонды этого уникального учреждения уничтожили – все плёнки сожгли, выкинули на свалку. Это ли не издевка? Киноредакцию на нашем телевидении закрыли еще раньше. Для меня это больно вдвойне, ведь именно там я много и успешно работал. - Почему подобное возможно? - Помните один из литературных героев Андрея Платонова, машинист Пухов, сказал в сердцах: «Ситуацию в стране понял: комиссаров много, а паровозов нет». У нас и теперь, спустя почти сотню лет после описанных Платоновым событий, не хватает людей-двигателей. Все кругом «комиссарят» - пытаются «командовать», руководить киноискусством, да чем угодно. А вот людей, что готовы впрячься и делать профессионально свою работу, - таких не хватает катастрофически. - Вы часто сетуете, что местные власти вашего вклада в региональную культуру не ценят и не замечают? - А разве не так? Может, когда наша власть станет больше о людях думать, тогда у нас и жизнь наладится. А не так как сейчас – показухи много, помимо реальных дел. Вот перед моим домом всегда была небольшая зелёная зона перед входом в Казанский кафедральный собор. Правда, подзапущена она была малость. Этой осенью власти вроде доброе дело затеяли – пешеходные дорожки плиткой выложили, новые удобные лавочки повсюду расставили, фонари, газоны... Но что плохо – все прежние тенистые деревья в скверике перед храмом уничтожили, пустили под пилу. Посадили какие-то «хлыстики», совсем маленькие хилые саженцы – от земли три вершка. Они, конечно, вырастут, но доживу ли я? Теперь люди здесь будут годами мучиться, изнывать от жары на открытом пространстве. Так многое у нас и делается. Вроде и для людей, но от этого по факту ещё хуже. И пока власть и народ разделены пропастью, так и будем ходить по историческому кругу. Раньше церкви в клубы превращали, а теперь - клубы в церкви. Вот и вся разница. Раньше «белые» были плохие, «красные» - хорошие. Теперь - наоборот. Выход всегда есть. Но озвучивать его – это уже не моего актёрского разумения дело. Наше дело - быть востребованным в своём ремесле. Помните, знаменитые строки из Маяковского: «Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят - что ж? По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь». - Пётр Петрович, ещё не окончена пора новогодних празднеств - старый Новый Год не за горами. Какой тост «от Зайченко» за наше российское кино вы произнесли бы за новогодним столом? - Ну, знаете... Я вообще считаю, что наше кинопроизводство сегодня в незавидном положении. Главное - чтобы не пришлось пить за него в будущем, что называется, не чокаясь, как за покойного. Остальное – приложится.