Войти в почту

Александр Чаусов: Не все йоги одинаково полезны

Дело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что? Дело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что? Ну и далее там, про «кровавый режим» и «сумасшедших правоохранителей, которым бы только сажать». На самом деле, чтобы массам было понятно, о чем речь, и почему «простой йог» – не совсем простой, нужно разбираться с тем, что себе представляют защитники Угая. Представляют они себе, видимо, мальчиков и девочек в шортах и трико, которые задирают ноги выше головы и вообще тренируют правильное дыхание. То есть, спортивную йогу. Так вот, спортивная йога к этой истории не имеет вообще никакого отношения. Нет там ни спортивных костюмов, ни ног, задранных за голову, ни спортивных же сертификатов, ни гарантий физической безопасности, да и польза для здоровья откровенно сомнительна. Дело в том, что йогин Угай, как и его коллеги по некоторым вполне религиозным организациям, учил тем методикам, которые не про физическое здоровье, а про «настройку ума». То есть, в первую очередь, это пение мантр в позе лотоса, сосредоточение на мистических и сакральных образах и прочая неоиндуистская атрибутика. Еще раз подчеркну: не индуистская, а именно неоиндуистская. Йог Угай учил методикам, которые не про физическое здоровье, а про «настройку ума» (фото: Сергей Бобылев/ТАСС) Поскольку в рамках классического индуизма – неиндусам йогой заниматься бессмысленно. Надо, для начала, переродиться в соответствующей касте в рамках череды перерождений, чтобы в этих практиках были смысл и польза, опять же, – сугубо религиозные. А вот в неоиндуизме – тут все проще. Уверовал, вступил в общину – и пожалуйста, ты уже «вайшнав» или «преданный». Это, в первую очередь, касается «Международного Общества Сознания Кришны», к которому Угай то ли имел, то ли и сейчас имеет отношение. Как минимум, на своих лекциях он говорил о том, что главный религиозный текст кришнаитов, «Бхагават-Гита, как она есть» – это очень важная, нужная и полезная книга. Да и буквально с первой минуты лекции Угай говорит, что «асаны (физические упражнения) – это не главное в йоге». Тут стоит сказать о том, что такое пресловутое «Международное общество сознания Кришны». Это действительно международная религиозная организация, представленная в Индии достаточно скромно. Все больше в США, Европе и России. У нас эти милые люди появились еще в конце восьмидесятых. Некоторые российские религиоведы дают МОСК вот такую характеристику: «Тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа». Еще есть весьма познавательная книга «Обезьяна на палке» журналистов Джона Хьюбнера и Линдсей Грусон, которая в подробностях повествует, почему данный культ тоталитарен и что же в практиках кришнаитов нехорошего. Ну, там, торговля наркотиками, педофилия и прочее из «стандартного набора» тоталитарных сект. Понятным образом, представители МОСК все это опровергают, и говорят, что они добропорядочная, традиционная религиозная организация, которой уже много сотен, а то и тысяч лет. Ну ладно, давайте поверим, хотя вот Хорошевский суд города Москвы еще в 1997 году не поверил. Но ни один кришнаит не будет отрицать того, что МОСК – именно религиозная структура, ведь так? И ни один кришнаит не откажется от того, что «Бхагават-Гита, как она есть» – это именно доктринальный, сакральный текст, правильно? Так вот, в итоге получается, что некий йогин, как минимум, в прошлом имевший отношение к международной религиозной организации, проповедовал для масс важность, ценность и полезность главной сакральной книги данной религиозной организации. А еще учил, что асаны, то есть, то, что большинство в России и считает йогой – в йоге совсем не главное. А главное – это как раз мантры, медитация и следование заветам «Бхагават-Гиты». Не очень похоже на гимнастические упражнения, не правда ли? Скорее, все же, напоминает миссионерскую деятельность. Понятно, что и сам Угай, и организаторы фестиваля, где он и выступал с «лекцией», заявляют о сугубо светском характере и самой лекции, и данного мероприятия вообще. Но тут опять нюанс: по некоторым данным, организаторы фестиваля – это, в том числе, представители такой, опять же, религиозной организации, как «Шри Чайтанья Сарасват Матх», также охарактеризованной, как «индуистский культ». В общем, религиозная организация проводит фестиваль, где идут лекции на религиозные темы от представителей религиозных течений, но все это «сугубо светское мероприятие». Есть мнение, что кто-то в этой истории говорит неправду. Вообще же, это очень распространенная практика в среде разного рода тоталитарных культов: маркировать свои религиозные собрания, как фестивали, семинары и лекции сугубо светского, просветительского характера. Что не отменяет ни их религиозной, ни их миссионерской сути. Похоже, что наши правоохранительные органы научились идентифицировать подобного рода акции и давать им адекватную правовую оценку. Что и выливается в задержания, возбуждения дел и судебные процессы. В целом же, нужно сказать, что на сегодняшний день в Петербурге очень много представителей самых разных «новых религиозных организаций». Чего стоит рейд по явочным квартирам «Аум-Синрикё» в прошлом году! Хочется надеяться, что к проблеме тоталитарных культов государство все же подошло системно, и дело Угая – это только один из первых примеров адекватной религиозной государственной политики. Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист

Александр Чаусов: Не все йоги одинаково полезны
© Деловая газета "Взгляд"