Войти в почту

Александр Галибин: «Для меня история Анны Карениной – история души человека»

Народный артист России, режиссер, педагог Александр Галибин окончательно переселился из родного Петербурга в Москву и активно работает в нашей столице. В театре «Школа Современной пьесы» Александр Владимирович играет в спектаклях: «Лондонский треугольник», «Монолог городов», «Уик –Энд». В 2016 году на экраны вышел его новый фильм «Золотая рыбка», который авторитетный кинокритик Леонид Павлючик назвал удачным. В интервью «ВМ» Александр Владимирович рассказывает обо всем новом, что происходит в его жизни. - Александр Владимирович, сначала о главной премьере с вашим участием прошлого года. Что вы создали такого, о чем можно говорить как о настоящем событии? - Думаю, что событием культурной жизни стал спектакль «Анна. Трагедия» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», который я поставил на сцене театра «Балтийский Дом». Постановка приурочена к 80-летию знаменитого театра. Немало москвичей уже посмотрели спектакль в Петербурге и, что называется, приняли. - На какой линии романа Льва Толстого вы сделали акцент? Что хотели донести до публики в первую очередь? - Наш спектакль - о красоте души, о красоте женщины, о столкновении красоты дьявольской и красоты божественной. Впервые в инсценировке романа участвует хор. Из античного древнегреческого театра я позаимствовал хор еще для того, чтобы он комментировал события, которых в романе очень много. В моей постановке отсутствует линия Левина, потому что это отдельная история. Я взял только линию Анны, Каренина и Вронского. Поскольку я не считаю этот роман Льва Толстого социальным или общественно значимым, то убрал все рассуждения об устройстве общества и всю философию. - На ваш взгляд, роман «Анна Каренина» - исключительно о любви? - Я согласен с Владимиром Набоковым, который в своих лекциях говорил о мистичности, метафизичности этого произведения. Для меня эта история - история души человека, прежде всего, история души Анны. История ее трагедии. Но я попытался исследовать не только трагедию женщины, но и взаимоотношения матери и сына, мужа и жены, брата и сестры. - Если в романе трагический финал, значит, жизнь человека – трагична по сути? - Толстой глубоко заглянул в человека, и я попытался показать это на сцене. В моей постановке тема дьявола или искушения проходит, что называется, красной нитью. Паровоз, под колесами которого погибает Анна, - это образ дьявольской цивилизации. Толстой считал, что прогресс или цивилизация не лучшим образом сказываются на красоте души человека. - Вы играете мужа Анны Алексея Каренина. Сами себя назначили? - По возрасту не подхожу для Вронского. А если серьезно, мне очень интересна личность Алексея Каренина. Он не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. - Что для вас красота? - Мне нравится красота как физическая, так и красота природы. Красоту - каждый сам определяет для себя на чувственном уровне. Например, я тысячи раз прохожу мимо Петропавловской крепости, рядом с которой живу, и только в 1001 раз замираю от восторга - как прекрасно творение архитекторов! Каждый раз в Москве любуюсь красотой зданий, улиц, людей. - В спектакле «Анна. Трагедия» вы работали с хором. Раньше ставили оперы. Нет ли желания больше заниматься музыкальным театром? - Музыкальный и драматический – абсолютно разные театры. В опере ты целиком и полностью зависишь от музыки и музыкальной структуры произведения. Этот жанр мне очень близок. У меня нет музыкального образования, и я ставил оперы с большим риском. За это меня даже называли камикадзе. Что касается планов, то предпочитаю говорить уже о том, что готово. К тому же в нашем мире многое очень быстро меняется. - В конце прошлого года со спектаклем «Лондонский треугольник» вы были в Женеве. Как вас принимала женевская публика? Отличается ли европейский театр от российского? - Публика принимала очень хорошо. Причем в зале преимущественно не русскоговорящая публика нас смотрела, а местные жители, швейцарцы. Наш театр отличается от европейского театра. Во-первых, другая театральная структура. Во-вторых, в Европе другой подход к театру – более жесткий. - Ваш фильм «Золотая рыбка» дошел в этом году до массового зрителя и получил хорошие отзывы у критики. Любите снимать кино? - Кино и театр – разные виды искусства. А режиссура – это наука, в которой сконцентрированы многие знания и навыки. Если человек обладает многими талантами, если он разносторонний, масштабно мыслящий, то может быть режиссером. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Классика вверх тормашками. Зачем современные режиссеры переиначивают вечные сюжеты Русская классика — бренд, который всегда в цене. Но вот используют его не настолько бережно и честно, как это было раньше. Русскую классику ставить выгодно — во всех отношениях. С авторскими правами сложностей нет: национальное достояние используют в силу своей культуры или бескультурья. (далее..)